Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
24 мая 2015, 21:25

Какова судьба исчезнувших или уничтоженных сокровищ Востока?

Страх и ненависть - древняя Пальмира захвачена боевиками ИГИЛ. Войска Асада сражались до последнего - им удалось отразить первую атаку неделю назад, но в эту среду джихадисты пришли с подкреплением и город захватили, сирийским военным удалось продержаться лишь столько, сколько было необходимо для эвакуации жителей.
Причем агентства сообщают, что в ходе боев уничтожен отряд террористов - выходцев из средней Азии и Северного Кавказа, в их документах имена, данные уже администрацией ИГИЛ, типа аль-узбеки, узбек, и аль-шишани, или чеченец.
Наплыв в ряды ИГИЛ в последние месяцы из Европы таков, что желающие поддержать исламистов жалуются, что им приходится ждать очереди на мученическую смерть. Некий проповедник даже приводит слова одного из боевиков: у этих саудитов все схвачено, они никого не впускают. Позволяют своим родственникам занимать первые места в очереди по блату.

То есть торгуют билетами в джихадистский рай. Радость, с которой члены ИГИЛ туда отправляются, и есть во многом секрет военных успехов черной орды - ведь за Пальмиру сирийские войска бились не только потому, что это стратегическая точка на карте, это древнейший археологический заповедник, по легенде - город, построенный еще царем Соломоном, всемирное наследие ЮНЕСКО. И его может ждать судьба разрушенных Ниневии, Нимруда и Мосула, где древние музеи и библиотеки сравняли с землей.

И уже такую жестокость джихадистов специалисты объясняют не только борьбой с чужими идолами, неугодными пророку. Не исключено, что ИГИЛ огнем и мечом уничтожает улики. Что музеи грабят, отправляя награбленное на черный рынок - не исключено, что под заказ.
Много совпадений того, что происходит сейчас в Сирии, с тем, как это было в Каире, Бенгази, Багдаде.
Словно ожившего фараона саркофаг вносят на руках. Из Америки в Египет привезли краденное. Сокровища полицейских облав. В каждом ящике — миллионы долларов. По тому, что вернули, видно, что до этого украли. Шок. Дальше — только если пирамиды.

Этого дня он ждал 6 лет. Тогда Захи Хавас увидел 4 этажа конфискованных артефактов в хранилищах американской полиции и вернул домой. Подобных историй — шкаф - 5 тысяч папок. Министр древности при Мубараке — сегодня официально искусствовед-консультант. Но в Каире его знает каждый. Это он доктор Захи — так называют народного героя — нашел гробницы в пирамидах Гизы, построил несколько музеев и открыл первый в стране Департамент по возвращению ценностей.

"У меня везде шпионы, в каждом музее. Они спускаются в запасники и тайком мне сообщают, что у них там есть египетского. Так было с Бостонским музеем, я к директору пришел и прямо сказал: "Я знаю: у вас в запасниках то, что должно быть нашим. Верните". И вернули", - рассказывает египетский археолог и историк Древнего Египта Захи Хавас.

Он ищет краденное по всему миру. И ту страшную ночь в январе 2011-го, которая будто открыла шлюзы контрабандной торговли, он помнит в деталях. Как услышал из новостей о волнениях на площади Тахрир перед музеем, как рано утром пробрался через миллионную толпу и то, что увидел внутри. Мародеры больше повредили, чем украли. Исчезло 54 экспоната. В основном те, что ближе к выходу. Но среди них и самые ценные — мумии. У каирских журналистов есть своя версия: под завесой погромов крали "под заказ".

Окна второго этажа были разбиты. Через них воры спустились на веревках. И, минуя самые важные для мародеров золотые маски Тутанхомона, направились к самым важным для искусствоведов экспонатам периода фараона Эхнатона.
Маршрут движения воров внутри музея версию подтверждает. Через окна в крыше второго этажа грабители спустились на веревках и, не тронув витрины с экспонатами из чистого золота, направились к самым ценным — мумиям. Украсть из витрины или выкопать самому. Нелегальные археологи или черные копатели: для них арабский мир — Клондайк. А сама черная археология — криминальный бизнес с четкой организацией. Обратная сторона Египетских пирамид. Самый бедный район Каира: горы мусора, грязь и нищета. Такой дорогой нас везут к тем, кто за несколько лир готов сутками копать в пустыне. Эти люди в самом низу преступной иерархии. Разговор продолжился в песках.

Обычные туристические верблюды, которых можно встретить на улицах Каира и рядом с пирамидами. Обычный туристический маршрут. Но говорить о вещах, опасных нам, предложили ровно таким способом — под видом туристов, в пустыне, где вокруг только песок.

Племянника Мухвана — нашего проводника - за воровство арестовали. Перед началом интервью настойчиво повторяет: сам никогда не копал, но был свидетелем.

"Это очень опасные люди, те, кто занимаются торговлей органами. Есть места в пустыне, куда лучше не заходить, где лучше не появляться. Это система целая — одни копают, другие транспортируют. А уж вывозить с началом этой неразберихи стало гораздо легче", - рассказывает он.

По уровню дохода незаконная торговля артефактами — на третьем месте, сразу после наркотиков и оружия. На этом фоне разрушение памятников ИГИЛ кажутся бессмысленными. Но за громкими акциями эксперты видят холодный расчет. Как минимум половина того, что громят в кадре кувалдами — не подлинники, а копии. На сломе хорошо видно: резкий контраст по цвету: внутри гипс, а сверху — краска.

"Камень не бьется в пыль. Для того чтобы камень разбить в пыль, нужен многотонный пресс. То есть это, скорее всего, копия музейная вещи, которая была когда-то или не была. Вещь, которая была найдена и увезена в другую страну. И они, чтобы показать, что у них было, — сделали слепки. Нормальная практика музейная. Вон у нас в Пушкинском сколько слепков", - объясняет археолог Алексей Лебедев.

"Сняты очень профессионально: выбирая ракурсы, массовку, что наталкивает на мысль, что на самом деле все выглядит не так, как нам хотят показать", - отмечает арабист, доктор исторических наук Евгений Зеленев.

Вот еще одно — пусть косвенное, но доказательство. В музее экспонатов — сотни и тысячи, в кадре разрушают полтора десятка. И только в двух выставочных залах. Что с остальными?

"В ИГИЛ есть человек, кажется, его зовут Багдад, он говорит своим людям, что это доходный поток. Что нужно брать эти вещи, продавать через посредника за границу, а доступ у них есть ко всем", - рассказывает арт-детектив Чарльз Хилл.

Космический масштаб катастрофы хорошо виден на снимках со спутника. На территориях, подконтрольных ИГИЛ, пустыня буквально перерыта.

"Археологи, обычные или черные, оставляют на поверхности земли огромные трехметровые ямы, внутри выкапывают, будто ступеньки, вниз. Из космоса хорошо видно такие колодцы, как норки кротов", - разъясняет исследователь, автор детективов об искусстве Эрин Томпсон.

Для Эрин Томпсон, автора книг о теневой стороне искусства, фото сверху — источник информации точный. По ним видно, в Сирии черные копатели работают в несколько смен. Дура Европос — Помпеи пустыни. Так город называли за удивительную сохранность. В третьем веке античные руины засыпало песком: законсервировались храмы, дома, улицы. До недавнего времени. Сегодня только вокруг древнего комплекса 3750 ям. Руины древнего города Апомеи. За год грабители выкопали 15 тысяч рвов.

Судя по этим кадрам, ученым делать здесь уже нечего. Это съемки местных студентов-археологов и искусствоведов. Рискуют, чтобы показать миру, что там происходит на самом деле. Дрожащая рука направляет объектив. За кадром остается учащенное от волнения дыхание и крик от бессилия перед варварством.

В Сирии уже разрушено 290 памятников-комплексов, 24 уничтожены полностью. Российская журналистка Анхар Кочнева живет на Ближнем Востоке уже 20 лет. Одна из немногих, кто знает грабителей в лицо. Свидетель поневоле.
"Расхищают все. Большой холм посреди поля, понятно, что там внутри какие-то руины, и они были не изучены. Все, что находится на территории боевиков, все варварски расхвачивается. Боевики, у которых я была в плену, тоже говорили, что они этим занимались", - рассказывает журналистка Анхар Кочнева.

В саду Министерства древностей Сирии беспорядочные ряды скульптур. Около сотни. Конфискованные у мелких торговцев. Повода для гордости нет. Это ничтожно малая доля украденного.

"Банды грабителей платят ИГИЛ процент в обмен на разрешение копать. Нанимают бедняков за гроши. Группы по 300-500 человек, которые методично опустошают местность с бульдозерами. Их охраняют вооруженные люди. Пути сбыта антиквариата хорошо известны. Антиквариат с юга в Израиль и Иорданию, а востока направляют в Бейрут, Ливан. С севера Сирии объекты идут через Турцию", - отмечает министр по сохранению культурного наследия Маамун Абдулькарим.

"Между Турцией и Сирией нет границы вообще. Это граница, на которой нет сирийских войск вообще. С турецкой стороны стоят формирования барьерные. Там есть два чек-поинта, через которые никто не ходит. Дневной оборот на нефти и арт-трафик - 3 миллиона долларов — дневной оборот", - сообщает доцент школы востоковедения ВШЭ Алексей Муравьев.

"Мы даже не знаем, что находится в этой богатой земле, что вывозится. Мы должны бороться", - считает глава ЮНЕСКО Ирина Бокова.

И в открытом доступе. "Сокровища и клады родины" — на первый взгляд сайт ученых-археологов. Но если знаешь, что искать, то найдешь между научными диспутами об истории скрытые аукционы.

Чтобы найти артефакт с сомнительной репутацией, читать арабскую вязь необязательно. Один из самых известных и доступных онлайн-маркетов. Есть экспонаты с чистым провенансом, т.е. историей происхождения. Описание подробное — сертификат галереи в конце. Подозрительный предмет легко распознать по скупому сопровождению. На вопрос, откуда старинное украшение, продавец ответил через несколько суток, уклончиво: "Кажется, купил несколько лет назад на этом же аукционе".

Джером Эйзенберг - глава американской ассоциации торговцев с артефактами так называемого "второго эшелона" не связывается. Область его интересов — многомиллионные шедевры. Но даже его недосягаемое учреждение с началом Арабской весны заспамили предложениями.

"Мы получаем предложения о покупке каждую неделю от людей, которых мы не знаем, но вещи не очень дороги, плюс подделки. И мы просто отвечаем, что не заинтересованы в подобных предложениях", - рассказывает президент ассоциации торговцев древностей в США Джером Эйзенберг.

Первая волна - так эксперты называют всплеск на черном рынке. Самое ценное, прежде чем окажется на очередном аукционе, будет отлеживаться лет 10-20. Хаос войны открывает двери мародерам, тем, кто историческое наследие конвертирует в автоматы для тех же радикальный группировок. Так искусство - чистое и абсолютное добро — становится оружием.

Читайте также: