Восстановить историческую справедливость — в Германии судят бывшего работника концлагеря «Освенцим»
В Германии стартовал громкий процесс: перед судом - бывший эсэсовец, надсмотрщик лагеря "Освенцим", 93-летний Оскар Грёнинг. Его обвиняют в причастности к убийствам 300 тысяч человек. Сам подсудимый считает, что на его руках крови нет. Но те, кто больше 70 лет назад смотрел ему в глаза из строя узников, думают иначе: Грёнинг был винтиком в огромной машине смерти, и его молчаливое согласие позволило убивать.
Оскар Гренинг, он не находится под стражей, в суд приехал точно к началу заседания. Внимание журналистов его ничуть не смутило. Почти пять минут бывший эсэсовец смотрит прямо в камеры, изучает лица. Когда адвокат намекает, что уже пора, Гренинг отрезает: без меня все равно не начнут. Отвечает он лишь на один вопрос журналистов: на что он надеется? "На оправдательный приговор, на что еще? Я не знаю", - говорит он.
В зале тем временем ждут те, кто выжил в лагере смерти. Оскар Гренинг на них так и не посмотрел. На камеры он перебирает документы, шутит с адвокатом, а после того, как телеоператоров выводят из зала, наливает себе воду, демонстративно громко отхлебывает из стакана и говорит: "Эта вода такая же вкусная, как и водка в Освенциме". И после такого начала он скупо извиняется перед бывшими узниками и сообщает, что признает свою моральную, но не юридическую вину перед ними. Впрочем, его извинений собравшимся явно недостаточно.
"Я могу перечислить имена 49 человек. Все они - мои родные и близкие, маршировавшие, когда Грёнинг стоял на платформе. Что я хочу услышать от него? Что он может мне сказать? Вернёт он к жизни кого-нибудь из убитых?" - говорит Ева Фахиди.
В качестве истцов 60 человек из США, Канады, Венгрии и Израиля - это бывшие узники лагеря, их родные и близкие. Оскар Гренинг, прозванный прессой "бухгалтером из Освенцима", сегодня перед ними во всех подробностях описывал свою службу в лагере. Как ему, добровольно вступившему в СС, впервые сказали, что в лагере занимаются "утилизацией людей". Он не возражал, что заключенных отправляют в газовые камеры. Но его коробило, когда сослуживцы в убийствах давали волю извращенной фантазии. При этом сам бывший эсэсовец, насколько известно, никого не лишил жизни. Он лишь сортировал вещи и отправлял деньги в Берлин. Этот факт – основа стратегии защиты.
"Это очень тонкий юридический момент: нужно доказать, что он лично виновен", - сказал Ганс Хольтерманн, адвокат Оскара Гренинга.
А вот стороны обвинение считает: то, что сам не убивал – несущественно.
"Но важна не юридическая трактовка, а то, можно ли сказать, что он помогал, содействовал, внёс свою лепту в работу машины массового уничтожения людей. С большой вероятностью, это будет в суде подтверждено. И если даже тогда Грёнинг всё ещё будет говорить: "Я не чувствую себя виновным", то это будет всего лишь его личная точка зрения", - говорит Корнелиус Нестлер, юрист, представитель стороны обвинения.
Во время перерыва в судебном заседании Гренинг попросился на свежий воздух. Он тихо сидел, греясь на солнце в специально огороженном дворике. Скоро бывшему эсэсовцу должно исполниться 94 года. И все послевоенное время он прожил в достатке. Сейчас ему грозит до 15 лет заключения. Но бывшие узники Освенцима понимают, учитывая возраст, для по-настоящему сурового наказания слишком поздно. Речь о судебном прецеденте, который позволит привлечь к ответственности всех пособников нацистов.
"Даже если бы он был библиотекарем или шофером, или поставщиком чего-либо, что помогало работать машине смерти, его должны признать виновным", - уверена бывшая узница лагеря "Освенцим" Хейди Бомм.
А что же прямые виновники смерти более миллиона людей? Из 7000 членов Ваффен СС, благодаря которым работала фабрика смерти в Освенциме, за 70 лет в ФРГ предстали перед судом лишь 29 человек.
"Неработающее правосудие, несуществующее правосудие – это очевидный скандал для Германии. Большинство преступников умерли, так и не представ перед судом", - говорит вице-президент Международного комитета Освенцима Кристоф Хойбнер.
Даже сегодня, как говорят юристы, сложно не только найти готового ворошить прошлое прокурора, но и судью, который его в этом подержит.
Судить Гренинга намерены быстро. Повторения процесса над охранником лагеря "Собибор" Иваном Демьянюком, который тянулся почти два года, не будет. Решение суд обещает вынести уже в конце июля.