Польша намерена поднять вопрос о реституции земель и имущества, утраченного в войну на Украине
Стремление сблизиться с Европой может обернуться для некоторых жителей западной Украины потерей собственности. В соседней Польше нашлись желающие отсудить у них дома и земли, утраченные во время Второй Мировой. Это позволяет сделать соглашение об ассоциации с ЕС. Поляки настроены весьма серьёзно - готовятся уже сотни исков.
"Дом был окружен липами. Отсюда я родом, мои корни здесь", - говорит Здзислав Когучук. На картине - дом его отца в деревне Ровно Волынской области. В 40-х туда пришли бандеровцы и, по словам Здзислава, сожгли 60 домов, а большинство сельчан убили. Его отцу удалось убежать. Уже после войны в Польше он получил свидетельство, подтверждающее, что в Ровно у семьи было свое хозяйство.
"Юлия Когучук, то есть, моя бабка, владела шестью гектарами пахотной земли, четырьмя гектарами полей, жилым деревянным домом, коровником. Это ценный документ", - говорит Здзислав Когучук.
Теперь пан Здзислав намерен восстановить право собственности на землю, в довоенные годы принадлежавшую его родным на территории Украины. Почти шесть сотен поляков сейчас готовят иски в суд, рассказывает председатель созданной в республике общественной организации "Реституция Кресов".
Речь идет о возвращении домов и земель, расположенных в нынешних западных областях Украины, которые до Второй Мировой войны входили в состав Польши и назывались Кресами.
"По нашим подсчетам, как минимум 150 тысяч поляков могут претендовать на оставленную за восточной границей собственность, они не получили компенсаций и в соответствии с европейским правом по-прежнему остаются законными владельцами этого имущества, стоимость которого оценивается примерно в пять миллиардов долларов", - поясняет председатель общественной организации "Реституция Кресов" Конрад Ренкас.
Принятие закона о реституции, или возврате собственности бывшим владельцам – обязательное условие для всех стран, подписавших договор о вступлении или ассоциации с Евросоюзом. В 90-х через это прошли все страны Прибалтики.
В Латвии, например, по итогам судебных процессов более 110 тысяч человек лишились своих квартир. Причем, законодательство этой страны разрешало возврат имущества наследникам вне зависимости от их места жительства и гражданства. В итоге на недвижимость, предприятия и земли в Латвии претендовали граждане Америки, Израиля, Германии и других государств.
По мнению политологов, не случайно поляки заявили о своих претензиях на украинское наследство именно сейчас. В мае на саммите Восточного партнерства в Риге президент Порошенко, как он заявил ранее, намерен просить у Евросоюза отмены визового режима. В ЕС, в свою очередь, уже дали понять: сначала от Украины ждут реформ и приведения законодательства в соответствие с европейским.
"Часть политических сил в Польше считает, что это очень хороший момент надавить на правительство в Киеве, чтобы оно приняло решение, которое бы подняло вопрос реституции", - объясняет политолог Алексей Якубин.
Тем временем, польские журналисты заподозрили руководство своей страны в ведении политики двойных стандартов. Президент Комаровский, посетивший недавно Киев, на встрече в Верховной Раде заявил о поддержке украинского народа, однако за весь прошлый год Польша, по данным газеты "Речь Посполита", не предоставила статус беженца ни одному из более двух тысяч обратившихся за ним украинцев.
"Мы исходим из того, что раз война охватывает лишь часть Украины, то беженцы из восточных регионов могут найти приют на западе Украины", - поясняет пресс-секретарь Департамента по делам иностранцев Эва Пехота.
"Евросоюз остается весьма консервативным. И если на словах многие видные функционеры ЕС говорят, что они хотели бы видеть Украину в Европе, что это и есть часть Европы, на деле демонстрируют, что большинство граждан Украины в Европу не должны въезжать", - говорит политолог Денис Денисов.
Как сообщают украинские СМИ, многие европейские страны стали все чаще отказывать гражданам Украины при обращении за шенгенской визой, в том числе, даже традиционно заинтересованные в туристах Греция, Португалия и Испания.