Наблюдатели ОБСЕ заявляют: минские договоренности нарушаются под селом Широкино
Земля, кровью умытая, - новости из Донбасса на неделе приходили не самые обнадеживающие - стороны обвиняли друг друга в подготовке к наступлению и желании нарушить минские протоколы, хотя официально доказательств никаких не приводили.
Но за одну лишь неделю наблюдатели ОБСЕ зафиксировали около тысячи взрывов и ожесточенные бои между батальонами нацгвардии и ополченцами у села Широкино.
Причем накануне этих столкновений было принято решение о демилитаризации района, и Киев заявил, что обе стороны настроены на мирный процесс в присутствии международных наблюдателей. В результате боевики батальона "Азов", который базируется под Широкиным, объявили это предательством национальных интересов и подчиняться отказались.
В отчетах ОБСЕ это место называется точкой напряжения. Но только те, кто до сих пор остается в поселке Широкино, знают наверняка, что скрывается за таким определением. Здесь едва ли наберется и полсотни жителей. Каждый из них любую минуту может оказаться на линии огня.
"Люди бросили хозяйство, поотвязывали коров, бросили все и ушли пешком, потому что невозможно было выйти. С хозяйством управляться только ночью. Генератор завести - сразу обстрел идет", - рассказывает житель поселка Широкино Сергей.
Лишний раз из дома здесь стараются не выходить, но когда приезжают наблюдатели, кажется, относительно безопасно, но только на первый взгляд.
Бегом до ближайшего подвала - и так при каждом обстреле. Но этот резкий хлопок - звук сработавшей растяжки. На ней подорвался внештатный корреспондент телеканала "Звезда" Андрей Лунев.
Врачи миссии ОБСЕ оказывают тяжело раненому Андрею первую помощь под обстрелом. Присутствие наблюдателей и заранее согласованный маршрут боевиков так называемых территориальных батальонов явно не останавливает. Лишь когда стрельба прекратилась, журналиста смогли отвезти в больницу.
В тот же день Андрея Лунева перевезли в одну из российских клиник - врачи пока осторожны в прогнозах. А представители миссии ОБСЕ подвели свои итоги поездки в Широкино.
"Очень рискованно работать в этом районе. Один из ваших коллег был ранен сегодня. Опасность исходит не только от обстрелов, но и от множества неразорвавшихся боеприпасов, которые разбросаны здесь повсюду. И мы должны с большой осторожностью выбирать маршруты. Мы вернемся сюда так скоро, как это будет возможно", - заявил заместитель главы Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине Александр Хуг.
Вопрос только в том, что делать тем, кто остался. Минами и неразорвавшимися снарядами на Юго-Востоке буквально усеяны поля и огороды. И перед тем, как выйдет пахать трактор, сначала должны пройти саперы. Но страх все равно остается.
В ночь на вторник в Берлине министры иностранных дел России, Германии, Франции и Украины как раз и пытались найти путь к настоящему прочному миру на Юго-Востоке, например, расширить список оружия и техники, которые нужно отвести от линии разграничения.
"Рассмотреть также, чтобы в этот же разряд попали вооружения меньше 100 мм и чтоб также эти договоренности об отводе охватывали танки. Это достаточно конкретная вещь. Российская сторона через наших представителей в совместном центре координации и контроля предложила это уже полтора месяца назад, и то, что сейчас это поддержано в "нормандском формате", я считаю это важным достижением", - отметил министр иностранных дел России Сергей Лавров.
"Нормандская четверка" поддержала и начало прямого диалога между Киевом и представителями самопровозглашенных республик - это один из пунктов минского плана.
Но стоило украинскому министру Павлу Климкину вернуться на родину, сразу выяснилось - разговаривать никто не собирается.
"Мы не можем вести прямого диалога с теми, кто сейчас себя называет представителями Донецка и Луганска. Мы должны способствовать организации реальных выборов согласно украинским законам", - заявил Павел Климкин.
Идея сама по себе тянет на сюжет для какой-нибудь антиутопии. Но, впрочем, мир не услышал ничего нового. С тех пор как Верховная Рада приняла очередной закон об особом статусе Донбасса, назвав при этом Юго-Восток оккупированной территорией, похоже, мало что изменилось.
"Это самая лучшая и наглядная демонстрация того, что Киев, во-первых, не отвечает за свои слова, подписывая соглашения, а потом их фактически не выполняя, но в то же время хочет, исходя из своей логики сейчас, переиначить эти соглашения, чтобы им было удобно, в первую очередь, чтобы они отстояли свой интерес", - поясняет директор Украинского филиала Института стран СНГ Денис Денисов.
Представители самопровозглашенных республик такую вольную трактовку минского плана считают явной попыткой сорвать перемирие. Ведь Киев, похоже, сознательно старается зайти в тупик.
Подписав документ, Украина теперь находит все новые причины для того, чтобы не выполнять обязательства. Например, режим прекращения огня украинские силовики не могут соблюдать в полной мере, потому что Министерству обороны страны якобы мешает так называемый добровольческий батальон ОУН. Впрочем, похоже, уже и в Европе понимают: это всего лишь очередная отговорка.
"В первую очередь, я уверен, что они могут контролировать эти подразделения, если что-то для этого сделают. Но минские соглашения состоят из двух частей: военной, речь в которой про отвод войск, прекращение огня и так далее, и политической. Так вот политическая часть гораздо важнее - это и особый статус региона, и выборы, и переговоры по конституции. Деятельность добровольческих батальонов тут совершенно не при чем. Киев просто демонстрирует полное отсутствие интереса к воплощению этой части соглашений", - считает британский политолог Александр Меркурис.
К конце недели обстрелы усилились и в районе Донецкого аэропорта, и в поселке Широкино. Наблюдатели ОБСЕ заявили о присутствии некой третьей силы, которая провоцирует столкновения между силовиками и ополченцами.
Опять звучали названия батальонов ОУН и "Азов" - боевики последнего отказываются покидать позиции и выводить тяжелое вооружение. Правда, в том, что они не выполняют приказы, нет ничего нового. Как и в том, что заявляя о мире, Киев на деле стремится к войне.
"Ну, судя по всему, война может быть уже и на пороге, поскольку боевые действия сильно активизировались, фактически уже речь идет о боевых действиях средней интенсивности. Была попытка наступления на аэропорт очередная. В селе Пески под Донецком идут ожесточенные бои, которые по накалу уже очень сильно напоминают то, что было в феврале и в августе. Можно сказать, что еще один шаг и начнется снова полномасштабная война", - считает директор Евразийского коммуникационного центра Алексей Пилько.
Появление на Украине 300 американских десантников тоже вряд ли поспособствует мирному урегулированию. Фотографии разгрузки военных во Львове в своем Твиттере выложил посол США Джеффри Пайет. Совместные учения носят громкое название "Бесстрашный хранитель" - тренировать украинских солдат и офицеров американцы будут несколько месяцев. Кстати английское слово guardian имеет и еще одно значение - покровитель.
Так что таинственное определение "третья сила", возможно, несет куда более широкий смысл.