Чужие среди своих — на Украине на этой неделе бои шли в основном на идеологическом фронте
Воевали с инакомыслящими. Результат уже налицо. Как в Ивано-Франковске, где националисты нагрянули к начальнику управления юстиции, облили его зеленкой и отправили в отставку за то, что зарегистрировал отделение "Оппозиционного блока" - это легитимная, входящая в Раду фракция. Как в самой Раде, где обещали сажать тех, кто сомневается, что бандеровцы были и есть герои. Как в армии, где решено полностью отказаться от всех элементов подготовки, которые остались от советского прошлого. Что за элементы - не уточняется.
Как в министерстве культуры, запретившем советские фильмы, отменившем гастроли всех, кто замечен в выступлениях в Крыму или на территории ДНР и ЛНР. Идеологически чуждыми признаны советский сериал "Семнадцать мгновений весны" и сербский певец Горан Брегович.
Рада уже одобрила закон, по которому между нацизмом и коммунизмом ставится знак равенства, предаются анафеме и попадают под запрет все символы коммунистического прошлого. И теперь отведено полгода на переименование всех товаров с советскими названиями и на придумывание новых названий для городов и сел, если в старых есть намек на коммунизм и коммунистов, то есть Днепропетровск, Кировоград, Днепродзержинск - все зазвучит по-новому. И, уверяют в Киеве, на это у них деньги есть.
Недолго музыка играла. В оркестр города Торонто Валентину пригласили исполнять русскую классику. Любили и ценили. Пока не написала в соцсетях про самое больное - про войну на Украине, откуда она родом.
"То, что я пыталась сделать — это донести до моих читателей историю. Особенно историю простых людей, которые страдают в этой братоубийственной войне. И вот за это я была наказана", - говорит Валентина Лисица.
Концерт окончен. Контракт с Валентиной заморозили, отменили выступления, билеты на которые уже были раскуплены. Оркестр заплатил неустойку.
История прогремела на канадском телевидении.
"Жителей Торонто возмутила не толерантность и оскорбительность твитов, а не политическая позиция мисс Лисицы. Мы в оркестре считаем, что это не свободные высказывания. Они вредны", - заявил президент Симфонического оркестра Торонто Джефф Мелансон.
Вот эти публикации - новости Донецка и Луганска, ссылки на репортажи, которые не показывают западные телеканалы. А потом тысячи слов поддержки в соцсетях и на улицах Торонто.
"Они сказали, что, понимаете, у нас большие проблемы. У нас есть донор украинский, который заберёт у нас деньги, которые он пообещал или не дал, я не знаю. Сказали, этот донор пригрозил оркестру, что если я выйду на сцену, он не даст им денег. Я понимаю, что оркестр вот тут-то и согнулся", - рассказывает Валентина Лисица.
Об Украине либо хорошо, либо ничего. По такому принципу сейчас строится не только западная информационная политика. Сама жизнь в стране. Говорят "За единую Украину", подразумевают — за единственную точку зрения.
На кадрах боевики националистического "Правого сектора" в Киеве отбирают тираж украинской газеты "Вести". Водителя избили, увезли и уничтожили тонну "Вестей". Редакция считает, что акцию планировали и прикрывали на самом верху. Месть за попытку остаться независимыми.
"Мы уже неоднократно обращались ко всем правоохранительным органам, к президенту Украины, положить конец этому беспределу и дать нам возможность нормально работать. Но какой-либо пока, повторюсь, реакции со стороны государственных органов на данный момент не последовало. То есть, о чем это говорит? Либо у нас в стране нет государства в принципе, либо у нас в стране государство есть, но оно не защищает журналистов, не защищает свободу слова", - сказал главный редактор газеты "Вести" Игорь Гужва.
Давно забытое понятие "политэмигрант". Две недели, как этот человек живёт в Москве. Известный киевский политолог Денис Денисов, по сути, бежал с Украины. Когда соседи сказали, что его разыскивали некие люди в камуфляже, с оружием. А из военкомата пришла повестка — явиться в течение суток. Ссылка в так называемую зону АТО.
"Попадаешь под криминальную ответственность с возможностью посадить тебя на 2-5 лет, либо ты едешь на восток Украины. Когда тебя по разнарядке направляют в какой-нибудь батальон с ярко выраженным националистическим идеологическим окрасом, то человеку с идейными убеждениями, допустим антифашисту, наверно, просто невозможно существовать", - говорит директор украинского филиала Института стран СНГ Денис Денисов.
Пощёчина ко Дню Победы. Верховная Рада приравняла украинских националистов из ОУН и УПА, то есть тех, кто в годы войны сотрудничал с гитлеровцами, к ветеранам Великой Отечественной. Теперь бандеровцы — уважаемые люди. Льготы, выплаты, награды. Кстати, сам термин "Великая Отечественная война" изъят из обращения — Вторая Мировая.
Параллельно на Украине запретили коммунистическую идеологию и символику, приравняли к фашистской.
"Делается это для дискредитации той идеологии, с которой победили фашизм. Победили фашизм ведь под красным флагом с серпом и молотом. И сейчас эта символика оказывается запрещена", - говорит политолог Евгений Филиндаш.
Коммунистическую партию формально не запретили, но она под колоссальным прессингом. Лидера украинских коммунистов едва ли не сутки допрашивали в СБУ по поводу неких коммунистов-террористов.
"Установлена диктатура в стране. Диктатура одного мнения и одной идеологии, диктатура тех, кто пришёл к власти на Майдане - и это исключает многообразие всех точек зрения", - сказал Пётр Симоненко.
Никто, кроме нас. Новые украинские власти шаг за шагом выдавливают политических оппонентов. Суд над лидером Рабочей партии Украины. Формальный предлог — две статьи, которые Александр Бондарчук опубликовал в своей газете. До чего довели страну. Содержат в СИЗО, 60 дней. Судить будут по статье "Посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность". Другие левые партии фактически разогнаны.
"Я не могу с населением общаться. Меня не пускают нигде на украинские телеканалы. Я не могу провести митинг, потому что это все сразу же отдается в руки боевиков. И они потом приходят с битами, с цепями, камнями и увечат наших участников митинга", - говорит лидер Прогрессивной социалистической партии Украины Наталья Витренко.
Ночь, Харьков, люди в масках "зомби". Снесли сразу три памятника: Серго Орджоникидзе, Николаю Рудневу и Якову Свердлову. Милиция видела, но не вмешивалась.
Крик как удар в спину. Профессору Львовского университета. Женщину не видно в толпе. Один за всех — она не побоялась выступить против боевых действий на Донбассе. И все на одного — студенты устроили "коридор позора". Так они сами восторженно назвали этот пропуск через строй.
"Это организовал аспирант, мой земляк — мы из одного села. Мы были с ним в очень хороших отношениях, - рассказывает профессор Львовского университета имени Ивана Франко Ольга Загульская. - Я так понимаю, это не было зовом сердца этих студентов. Их просто позвали принять участие, они подчинились и это сделали".
Украина старательно отрекается от своей истории. Взамен возвращается к её чёрным страницам. Вместо партизан — бандеровцы, вместо украинского фронта — Волынская резня, когда уничтожали евреев и поляков. Вместо многоголосия Майдана — рутинная травля инакомыслящих, уложенная в доходчивую формулу: "Увидел, услышал, звони".