Сегодня исполняется год с момента провозглашения Донецкой народной республики
7 апреля 2014 года был сформирован Верховный Совет, который издал Декларацию о суверенитете ДНР. Тогда же депутаты приняли судьбоносное решение - провести референдум о самоопределении. Тогда ещё никто не мог представить, на что пойдут киевские власти, чтобы удержать Донбасс, захотевший федерализации Украины.
Год назад история писалась именно здесь. Донецкая областная госадминистрация, сейчас дом правительства ДНР. 7 апреля прошлого года протестующие против киевского переворота перешли от слов к делу – взяв здание штурмом, они провозгласили создание Донецкой народной республики.
Тогда это место выглядело иначе: баррикады из покрышек у входа (это потом жизнь научит, что резина – плохая защита от пуль и снарядов) и вокруг - тысячи людей, воодушевленных масштабом происходящих событий.
Тогда люди в Донбассе еще наивно верили, что Украина их услышит. На митингах демонстрировали в камеру паспорта – дескать, мы местные, а не заезжие гастролеры. Потом они еще долго недоумевали, почему в Киеве радикалов звали мирными протестующими, а здесь людей, изначально говоривших лишь о федерализации страны, майданная власть сразу объявила террористами.
"Против тех, кто взял в руки оружие, будут проводиться антитеррористические мероприятия", - заявил 7 апреля 2014 года Александр Турчинов.
С этих слов и принято вести отсчет истории карательной операции, которую Киев назовет антитеррористической. И хотя почти сразу к юго-востоку начали стягивать войска и тяжелую технику, поверить в то, что Киев решится применить ее против мирных городов, было еще невозможно. Навстречу солдатам люди выходили тогда без страха, пытаясь голыми руками останавливать бронетехнику.
Позже станет ясно: военные не побоятся стрелять по людям. И тем, кто не верил в намерения Киева развязать гражданскую войну, армия, нацгвардия и добровольческие карательные батальоны убедительно докажут: их можно и нужно бояться.
"Мы тоже не верили. Я в огороде – они стреляют, а я помидоры выращиваю… А потом с каждым днем страшней и страшней", - рассказывала местная жительница.
Первые артобстрелы начались в Славянске. А потом разрушенные и сожженные повсеместно дома сольются на юго-востоке в одну мрачную и вызывающую ужас картину. Которую дополнят еще более страшные кадры – погибших на улицах людей. Пугающим символом войны станет сбитый в небе малазийский "Боинг", разрушенный до основания донецкий аэропорт. Будут сотни тысяч, если не миллионы, беженцев, голод в осажденных городах и раздача хлеба прячущимся от обстрелов. А еще – повсюду обжитые подвалы. Для взрослых, детей, стариков они станут спасительным укрытием, но в холоде и сырости многие просидят месяцами. И даже сегодня, во время затишья, двери подвалов на всякий случай держат открытыми.
Эта война с каждым днем все больше поражала как жестокостью, так и цинизмом официального Киева – в ответ на обвинения в убийстве мирных жителей там издевательски заявляли: это, мол, ополченцы сами стреляют по себе и своим городам. А тем временем армия пускала в ход все более разрушительное оружие.
Белые отметины на стенах Луганской обладминистрации – это следы ремонта после авиаобстрела. 2 июня украинский военный самолет нанес по центру города ракетный удар, и это был переломный момент, после которого стало окончательно ясно: в этой войне киевская власть не остановится уже ни перед чем.
Вот только надежды украинского командования на блицкриг разобьются об упорное сопротивление ополченцев, и еще одним символом противостояния станут котлы, в которых не раз окажутся украинские войска. Недавно это случилось в разрушенном боями Дебальцеве. В феврале ополченцы нанесли поражение окруженной тут группировке. И именно это сражение стало в Донбассе последним – во всяком случае, пока на этой войне сохраняется перемирие.