Власти ДНР в одностороннем порядке передали украинской стороне 16 пленных военнослужащих
Они были схвачены в районе Дебальцево и донецкого аэропорта. Их решили отпустить в качестве жеста доброй воли, перед праздником Пасхи. Но ополченцы надеются, что Киев всё-таки ответит тем же и отправит домой, в Донбасс, всех, кого ещё удерживает у себя. А это около полутора тысяч человек.
"Танк загорелся, вылез из танка - забрали в плен. В плену провёл 2 месяца. Нормально обращались, оказали первую медицинскую помощь", - говорит военнослужащий украинской армии Виталий Гудков.
До дома уже - рукой подать. Построение перед отправкой. Здесь кто из третьей волны мобилизации, кто еще из первой.
Максим Красиловец - из Киева. Работал продавцом консультантом. В армию ушел в марте прошлого года. Через пять месяцев родился сын. Видел всего несколько раз. Еще в сентябре приезжал на побывку. Когда уходил по повестке, думал, что только на учения.
"20 марта 2014 года дали повестку на 10 дней, потом 10 дней переросло плавно в 45, а 45 - до "когда закончится мобилизация". То есть непонятно сейчас, как оно на Украине после обмена, какая судьба – неизвестно", - говорит военнослужащий украинской армии Максим Красиловец.
Неизвестно, как там будет после плена. Но каждый из них говорит, что служить дальше, а тем более воевать никто не собирается. Они увидели многое. И все не так, как рассказывали киевские власти.
"Решили точно, что воевать не будем. Достаточно увидели, здесь не все так, как говорят. Говорят, что здесь террористы все, мирных жителей убивают. А на самом деле - по-другому, люди пытаются объяснить, что они хотят жить автономно", - говорит военнослужащий украинской армии Виталий Кравец.
Теплую гражданскую одежду выдали в плену, ее привезли местные волонтеры. Никаких наручников, связанных рук. Пока проезжают Донецк, ополченец проводит словно экскурсию. Чтобы рассказали дома, как здесь. Город чистый, приводят в порядок, белят, красят. Многое на энтузиазме самих горожан - проводят субботники. И, конечно - от этого уже никуда не деться - на ряду с достопримечательностями, парками, театрами, монументами памятны теперь для горожан и другие места. Те, что пострадали от снарядов и бомб.
Они ехали и говорили с сопровождавшим их ополченцем: о доме, о детях. Понимали друг друга с полуслова. Вернувшись домой, ясно о чем расскажут: они теперь точно знают, что это за война.
"Это уничтожение одного и того же самого народа. Один и тот же народ. Это как гражданская война. Я думаю, надо решать этот вопрос как-то мирным путем. Война эта не нужна никому", - говорит военнослужащий украинской армии Игорь.
Впереди появились огни автобуса. Сопровождают украинские военные. Построение. Перекличка. 16 человек возвращаются домой. Это не обмен пленными. Пока киевские власти затягивают вопрос, в Донецкой народной республике вернуть солдат домой решили в одностороннем порядке.
"Все-таки Украина должна понять, что только идя на встречу друг другу, можно чего-то добиться. На самом деле, в преддверии такого большого праздника мы отдаем их мамам, женам", - говорит зампредседателя Комитета по делам военнопленных МО ДНР Лилия Радионова.
На днях точно так же, в одностороннем порядке, Донецкая народная республика вернула еще двух солдат украинской армии домой. Из-за состояния здоровья матерей.
"ДНР отдала детей наших. Они их не обменяли, они их отдали - так отдали. Если наша власть не хочет освобождать наших детей, спасибо тем людям, которые действительно жизни отдавали за то, чтобы наших детей вернуть", - говорит мать военнослужащего украинской армии Николая Сурьменко Валентина Сурьменко.
Возвращая пленных в одностороннем порядке, здесь, конечно, надеются на ответный, встречный шаг. Но проблема в том, что на Украине так и не появился закон об амнистии, говорят в ДНР.
"Ребят они передавали и буквально через 2-3 дня поступал звонок от следователя, который вел уголовное дело, и звучала такая фраза: вы сбежали из тюрьмы, вас никто не освобождал. То есть процессуально ребята не были очищены", - говорит Уполномоченный по правам человека ДНР Дарья Морозова.
Официально, по данным ДНР, в украинском плену - более 1300 человек. Среди них не только ополченцы. Много - из числа мирного населения. Те, кого преследуют по политическим мотивам.