Абу-Бакр Аль-Багдади — лидер ИГИЛ, одна из самых загадочных фигур среди радикальных исламистов
Исламистские террористические группировки "Аль-Каида", "Аш-Шабаб", "Боко-Харам", "Талибан" - имя им легион. Но самой жестокой и самой опасной сегодня остается ИГИЛ.
"Исламское государство" не вступает в переговоры даже с такими же террористами, прикрывающимися знаменем пророка. И не участвует в конкурсах на звание самой богатой организации в мире - никому не известно, сколько у ИГИЛ денег. Но эксперты уверяют, что сокровища ИГИЛ несметны - это и пожертвования от исламистов со всего мира, и контрабанда нефти, и торговля оружием и людьми.
О жестокости джихадистов даже не слагают легенды - всё в новостях. Еженедельно в сети появляются их отчеты о массовых расстрелах несогласных, недостаточно верующих и инакомыслящих. Журналисты смотрели на карту действий ИГИЛ и пытались разобраться, как этой группировке удалось за очень короткий срок собрать под свои знамена столько исламистов со всего мира, и кто ее официальный лидер, называющий себя именем средневекового халифа, Абу-Бакр Аль-Багдади.
В отличие от прошлого олицетворения зла, Бен Ладена, нынешнее его воплощение — Абу Бакр аль Багдади, пока не так широко известен. И хотя весь мир обсуждает его недавнюю женитьбу на немке, в интернете по сей день доступно всего лишь одно видео с ним. Он, в отличие от Бен Ладена, не выходец из богатейшей саудовской фамилии, его родственники не замечены в деловых связях с администрацией Белого ДОМА, он не разрушал "башен-близнецов", и не скрывается в неприступных пещерах в горах с завораживающим названием Тора-Бора. Зато он жив. Меж тем, пока популярность самого Абу Бакра лишь набирает обороты, зло, которое он олицетворяет, уже вполне реально и очень раскручено.
"Этот Аль-Багдади появился как будто из ниоткуда, и не ясно, охотятся за ним США или нет. Посмотрите, какое оружие по сей день попадает в руки людей Аль-Багдади в Ираке. У него есть английское, израильское оружие, и на него никто не нападает. Чтобы понять, кто за ними стоит, надо разобраться в том, кто получает выгоду от фактического уничтожения национальных государств – Сирии и Ирака", - говорит экс-сотрудник Агентства по национальной безопасности США Уэйн Мэдсон.
История о том, как сравнительно небольшая боевая группировка иракских исламистов, воюющих в Сирии против Асада под знаменами "Аль-Каиды", в течение двух лет превратилась в мощную структуру с амбициями нового арабского халифата, туманна. Не меньше вопросов вызывает и персона самого халифа Абу Бакра аль-Багдади. Оказалось, что одиннадцать лет назад он содержался в американской тюрьме в Ираке, но потом был якобы отпущен. Согласно официальным данным Пентагона, его продержали за решеткой не больше года. Однако бывший начальник этой тюрьмы утверждает, что Багдади просидел там пять лет и лишь в 2009 году был выпущен на свободу.
"Некоторые считают, что это достаточное свидетельство того, что американцы с ним поработали, завербовали и так далее. По моим наблюдениям и анализу происходящего, я могу сказать, что в зависимости от американцев и от Саудовской Аравии это все миф. Миф этот распространяется в основном пропагандистской машиной Ирана, которому, так сказать, выгодно представить своих противников просто наймитами американского империализма, Израиля, Саудовской Аравии и так далее, но это противоречит известным фактам", - полагает председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль.
Стремительное превращение отпущенного из американской тюрьмы незаметного исламского активиста Ибрагима Аль-Бадри в лидера самой жестокой исламистской военной группировки сопровождалось еще одним процессом - появлением в руководстве организацией бывших высших офицеров армии Саддама Хусейна.
"Дело в том, что когда саддамовские офицеры пришли к власти в группировке ИГИЛ, они зачистили прежнее руководство. Сложный вопрос, кто кого зачищал, то ли американцы, то ли сами эти саддамовские ребята, но, в общем, прежнее руководство ИГИЛ было уничтожено. И человек, который, собственно говоря, и стоит за созданием группировки ИГИЛ, был такой бывший офицер Саддама, который известен под именем Хаджи Бакр, он погиб в январе 2014 года. Но, тем не менее, он успел создать эту группировку, он успел создать ИГИЛ, и он же нашел этого Аль Багдади, он его выдернул оттуда, возвысил и ввел в шуру, в совет командиров, то есть, главное управляющее звено всей группировки", - рассказывает политолог, эксперт по Ближнему Востоку Анатолий Несмиян.
Фотография, сделанная в Сирии тогда, когда нынешний халиф был еще мало кому известен. Он во втором ряду, слева от сенатора Маккейна. В то время в рядах борцов с режимом Башара Асада еще царило некоторое единодушие. Все они щедро финансировались Вашингтоном, их вооруженные формирования, признанные американцами умеренными, тренировались на военных базах в Иордании и Турции. Примечательно, что еще не обросший бородой будущий халиф кровожадного "Исламского государства" тогда каких-то три года назад считался вполне рукопожатным. Аналитики, склонные к тому, что за действиями ИГИЛ и по сей день стоят американцы, убеждены: резко возросшее значение ИГИЛ, конфликт с "Аль-Каидой", представленной в Сирии "Фронтом Ан-Нусра", замена борьбы против Асада на борьбу за влияние в рядах оппозиции и, в конечном счете, летнее вторжение ИГИЛ в Ирак — все это следствие серьезных разногласий внутри Белого Дома и на Капитолийском холме.
"США имеет сразу несколько политических целей в этом регионе. Одна из самых существенных - перестановка сил на Среднем Востоке. Это осуществляется путем массовой резни, причем не силами США, а в данном случае, силами неправительственной армии исламского халифа ИГИЛ. Но существует и еще одна политическая линия некой группировки, возглавляемой сенатором Маккейном. Эта группа добивается, прежде всего, свержения режима Асада. Сенатор Маккейн является не только американским сенатором и главой оппозиции, но и функционером высокого уровня в правительстве США. Поэтому очень сложно достоверно установить, кто там кому подчиняется в этом деле. Конфликт между этими двумя направлениями – это не конфликт интересов, а конфликт приоритетов. Или сначала перестроить весь Средний Восток, или все-таки свергнуть Асада. Существование этих двух политических стратегий очевидно", - считает французский политолог и востоковед Тьери Мейсан.
Надо признать, что с ИГИЛ действительно связано много странностей. Саудовская Аравия, чьи представители в свое время оказывали этому формированию скрытую поддержку, теперь вынуждена укреплять свою границу на этом направлении, не без основания опасаясь скорого нападения. Известно, что отношения между Эр-Риядом и Вашингтоном в последнее время далеки от идеальных. Кроме того, с момента триумфального вступления отрядов халифа Аль Багдади в Ирак, США и Иран, по крайней мере, на этом направлении неожиданно превратились из злейших врагов в союзников, приблизив Обаму к вожделенному решению проблемы иранского ядерного проекта. Сам Ирак без прямого участия американцев де-факто разделился на три части. Так что съемок страшных зверств, творимых боевиками "Исламского государства", для вывода о провале американской политики на Ближнем Востоке пока явно недостаточно.