В Белоруссии начинают брать плату за право не пользоваться правом на труд
Александр Лукашенко подписал декрет о предупреждении социального иждивенчества, который тут же окрестили декретом о тунеядцах. Идея любыми способами заставить население официально устраиваться на работу - не нова, в Советском Союзе её пытались воплотить 30 лет.
В такой же ситуации, как Александр, оказался каждый десятый белорус. С безработными государство решило бороться рублем. Не ходишь на работу — заплати за это деньги. Согласно подписанному президентом Лукашенко декрету, ежегодный сбор за тунеядство — около 3 миллионов 600 тысяч белорусских рублей, в переводе на наши — 14 тысяч рублей.
Социальными иждивенцами названы те, у кого нет официальной работы больше полугода. В первую очередь в категорию злостных тунеядцев попали домохозяйки, в том числе и неработающие матери одного или двух детей школьного возраста. Тем, у кого детей больше, повезло больше — можно не работать и спать спокойно. Освобождаются от уплаты этого налога люди с ограниченными возможностями и родители несовершеннолетних инвалидов. Подумали и про творческих людей — писатели и поэты могут не платить, если состоят в союзах. Никакого официального заявления после подписания декрета Лукашекнко не сделал. Вот как белорусский президент объяснил необходимость борьбы с тунеядцами еще в январе этого года.
"Тунеядцы, бездельники должны работать. Кто не платит налоги, должен платить. Это нормальная, цивилизованная норма. Я уже говорил: это тунеядство, разгильдяйство, люди, которые бездельничают, они приносят большой вред обществу. Те, кто работают, честно работают, задают себе часто вопрос: почему я должен вкалывать, работать день и ночь, а он практически имеет то же самое, ничего не делая. Это серьезная проблема, и мы ее должны решать, исходя из того, как она складывается в нашем государстве", - заявил Александр Лукашенко.
Сознательным тунеядцам белорусская налоговая готова дать скидку. Налог на безделье сократится на 10%, если прийти в органы самостоятельно и сдаться — заявить о желании заплатить налог. А вот если, наоборот, не перечислить деньги даже после письма счастья из налоговой, в лучшем случае грозит штраф, в худшем - административный арест с привлечением к общественно-полезным работам. Масштабную борьбу с тунеядцами в Белоруссии начали еще два года назад. Пока политики обсуждали проект закона, милиционеры уже ходила по домам бездельников — просили показать трудовые книжки, если стаж не устраивал и все признаки тунеядства на лицо — проводили профилактические беседы.
По сообщениям белорусского телевидения вакансий в стране в избытке, а тунеядцы не просто не приносят пользы государственному бюджету, но еще и виновники большинства правонарушений - якобы две трети из них совершаются безработными. Подобных экспериментов с бездельниками в остальном мире, по словам белорусских журналистов, сейчас нигде нет.
Это белорусское ноу-хау. Ассоциации возникают лишь с СССР, где активно боролись с тунеядцами. Граждан, живущих на нетрудовые доходы, порицали, перевоспитывали и наказывали. Существовала даже уголовная статья.
Существовал в СССР и другой неоднозначный налог — на бездетность. Все бездетные мужчины от 20 до 50 лет и женщины от 20 до 45 лет должны были отчислять 6% зарплаты государству.
Что касается сегодняшнего белорусского ноу-хау, некоторые экономисты высказывают опасения — расходы на введение налога на безделье могут стоить дороже возможных поступлений в бюджет. Денег у безработных на отчисления просто нет, а содержать тунеядцев в тюрьме придется за государственный счет.