По иранской ядерной программе достигнуто принципиальное соглашение
В Лозанне после, казалось уже, нескончаемого дипломатического марафона подписан документ, которого столько ждали. Пока не всеобъемлющее соглашение по иранской ядерной проблеме, а лишь "дорожная карта". Но и это уже большой успех.
Предварительное соглашение оказалось не просто общей декларацией о намерениях. Это, скорее, пошаговое руководство к действию: что должен сделать Иран, чтобы убедить мировое сообщество – страна не работает над созданием ядерного оружия.
"Иран продолжит развивать мирный атом, но будут ограничения по степени и продолжительности программы по обогащению урана. Сократятся объемы запасов материала, который мы можем держать. Завод в Натанзе станет единственным предприятием по обогащению урана в Иране", - сообщил глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф.
Иранский министр особо подчеркивает: несмотря на ограничения, ни один ядерный объект в стране не будет закрыт. Исследования, в том числе медицинские, продолжатся. Но изменения произойдут кардинальные.
"Международное сообщество будет оказывать помощь Ирану в перестройке атомного реактора на тяжелой воде в Араке. Там не будет производиться оружейный плутоний. Не будет переработки, а отработанное топливо будет вывезено из страны", - сообщила верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини.
Российская делегация сыграла на переговорах ключевую роль. Сама их концепция была сформулирована российским президентом. Все варианты перестройки исследовательского реактора на тяжелой воде в городе Арак были предложены российскими специалистами. В нашей делегации открыто говорят о своей гордости за вклад России в общий успех.
"Мы прошли очень важный рубеж. Договоренности по урановому обогащению, переделки тяжеловодного реактора в Араке и объекта в Фордо — Россия надеется, что пересмотра этих соглашений не будет", - сказал заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков.
Переговорщики не только неделю почти не спали. Госсекретарь США Керри, в последний день переговоров признался журналистам, что у него просто нет времени на еду. Несмотря на сложности во взаимоотношениях между Москвой и Вашингтоном, Керри отметил: "шестерка" стран-посредников действовала как одна команда.
Со специальным заявлением выступил и президент США. Барак Обама сказал, что с Ираном достигнуто историческое взаимопонимание.
"Иран столкнется с жесткими ограничениями по этой программе. Так что сделка основана не на доверии — она опирается только на беспрецедентный контроль и верификацию", - заявил Обама.
Инспекторы международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) получат доступ на любой объект, который посчитают подозрительным, включая подземный завод Фордо и урановые рудники. Две трети всех существующих у Ирана центрифуг отправятся в специальное хранилище, и сделано это будет также под контролем МАГАТЭ.
"РФ и "Росатом" готовы поставлять свежее топливо и забирать отработавшее облученное топливо назад в Россию со всех реакторов, причем мы готовы это делать на протяжении всего жизненного цикла соответствующих реакторных установок", - сообщил заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков.
Ключевой для Ирана вопрос – санкции. Согласно договоренностям, они будут сняты, правда, одновременно с выполнением Тегераном своих обязательств и подтверждением этого в МАГАТЭ. По словам госсекретаря США, это возможно минимум через 4 месяца после заключения исчерпывающего соглашения, а это должно произойти до 30 июня.
Между тем у "шестерки" посредников до сих пор есть разногласия в отношении скорости снятия санкций, а также самого их перечня. Примером может служить ситуация вокруг оружейного эмбарго. Оно вообще не имеет отношения к ядерному досье, и Россия намерена добиваться его отмены в первую очередь.
Это был изматывающий забег - так охарактеризовали переговоры дипломаты. Впрочем, отдыха не будет. Впереди работа над многостраничным итоговым документом, в котором будут детально описаны все технические нюансы. Команды экспертов намерены встретиться в ближайшее время.