Лондонский музей решил проверить, смогут ли посетители найти разницу между шедевром и подделкой
Необычная выставка открылась в Лондоне - значительную часть экспозиции составляют подделки шедевров европейских мастеров. Организаторы проекта "Made in China" сделали это намерено. Копии разместили рядом с оригиналами.
Это тот случай, когда найти подделку среди 270 оригиналов не легче, чем отыскать иголку в стоге сена. Галерея лондонского района Дулич. Маленький музей с впечатляющей коллекцией европейской живописи пяти веков. Идеальное место, чтобы узнать: легко ли обвести вокруг пальца обычного ценителя прекрасного?
"Мы сфотографировали одну из наших картин, отправил файл по электронной почте в Китай, и там за несколько часов нам нарисовали превосходную копию. По фотографии, не видя оригинала живьём", - говорит искусствовед Ксавьер Брей.
Копию заказали в одной из тысяч мастерских Поднебесной, где на заказ вам нарисуют всё, что угодно, от "Моны Лизы" до портрета любимого кота. Вместе с доставкой в Лондон вся работа обошлась в 126 долларов, по нынешнему курсу - около 8 тысяч рублей.
"Мы боялись, что нам пришлют мазню, но когда вытащили картину из обёрточной бумаги, то были поражены. Невероятно, что за такие деньги можно получить такую изумительную вещь!" - восхищен искусствовед Даглас Фишбоун.
Этот проект назвали "Made in China" не только из-за того, что в "мастерской мира" теперь штампуют Рубенса и Пикассо. Отношение к копии в богатой традициями китайской живописи несколько иное, чем в Европе. Ведь сделать копию с работы мастера - это не компьютерное "copy-paste", это значит - умножить прекрасное. Главное - передать детали и дух шедевра. Теперь любопытных посетителей мучает вопрос: какую из этих старинных картин написали всего неделю назад?
"Я думаю, что вот это – копия. Если сравнивать с другими картинами в этой галерее, на ней почти нет трещинок. Она выглядит почти как новая. Как будто её только что нарисовали, но судя по табличке, ей триста лет", - говорит посетитель галереи Табеш Хан.
А вот профессиональный искусствовед - он быстро отыскал подделку - уверен, что "Ангел-хранитель" Марка Антонио Франческини - это подлинник. Рядом, кстати, висит знаменитая копия работы Веласкеса. Портрет короля Филиппа IV нарисовали ученики великого испанца в середине XVII века. А гений английской живописи Джон Констебл скопировал гения живописи голландской - Якоба ван Рёйсдала. И чьи мельницы красивей? Никогда ещё в этой галерее люди так долго не рассматривали картины.
В искусстве никогда не утихнут споры о том, можно ли считать даже идеальную копию произведением искусства. Ведь чтобы скопировать, надо тоже постараться. И потом, искусство, оно должно быть доступным для всех.
Наконец, настал момент, которого все ожидают с нетерпением. Нарисованная в Китае копия европейского шедевра в галерее Дулич будет названа… в конце апреля! Угадавший сможет бесплатно заказать себе репродукцию любой приглянувшейся картины. Увы, не в Китае, а в соседнем фотоателье.