В Йемене на неделе хоуситы захватили дворец президента Хади
Саудовская Аравия решила бомбить Йемен, чтобы заступиться за свергнутого президента. Ее сразу же поддержали из Вашингтона - заявив, что все сделано правильно, согласованно, но сами участвовать не будут. И внесли в ООН резолюцию, требуя запретить поставки йеменскому майдану оружия - потому что свергать президентов нехорошо.
Вот предыстория новой войны в двух словах. Ушедший в январе в отставку президент Йемена Хади, сменивший на этом посту, сметенного арабской весной Президента Салеха, в конце февраля объявил свое отречение недействительным и принялся собирать своих вооруженных сторонников в городе Аден. Шииты-хоуситы, к этому времени обосновавшиеся в столице Йемена Сане, подстрекаемые свергнутым ранее Салехом, предприняли наступление на Аден. Хади бежал из страны и призвал на помощь Саудовскую Аравию. Эр-Рияд не мог спокойно наблюдать за тем, как шииты берут один населенный пункт за другим. Момент истины наступил, когда их формирования вышли к побережью Баб-эль-Мандебского пролива, по которому танкеры с нефтью, принадлежащей монархиям Персидского залива, идут в Европу и Америку.
"В Йемене переплелись в противоречиях интересы шиитского Ирана и сунитской Саудовской Аравии. Саудовская Аравия сейчас выступила против движения хоуситов, которое является преимущественно шиитским. Хоуситы тесно сотрудничают с Ираном и таким образом Саудовская Аравия, воюя сейчас против хоуситов в Йемене, тем самым опосредованно, можно сказать, воюет с Ираном, а это очень и очень опасно. Как отреагирует Иран - еще неизвестно", - говорит востоковед Супонина Елена.
Новая война, начавшись на этой неделе в Йемене, имеет все шансы в обозримом будущем перерасти в крупный региональный конфликт, в который будут вовлечены сразу несколько государств. Королевство Саудовская Аравия сколотило внушительную коалицию из 10 стран, куда, помимо государств Персидского залива - Иордании, Кувейта, Бахрейна, Арабских Эмиратов и Катара, вошли Марокко, Судан, Египет и Пакистан. Коалиция сразу объявила воздушное пространство Йемена зоной, запретной для полетов. В планах Эр Рияда - использовать полторы сотни военных самолетов и около 150 тысяч солдат коалиционных войск для ведения планируемой наземной операции.
"Я сам, работая в военной сфере, в Академии военной в южном Йемене, в Адене, знаю, каковы боевые способности йеменцев. Это опытные бойцы, это исключительно стойкие воины, которые еще в своих горах, больше всего в горах, могут держать оборону или вести наступательные действия столько, сколько захочется. Это очень сложно - остановить этот процесс. Это снежная лавина. Затронули – все, понеслось", - говорит востоковед, доцент Санкт-Петербургского педагогического Университета им. Герцена Рудасёв Сергей.
По мнению военных экспертов, нынешние действия коалиции - роковая ошибка. В условиях горной местности авиаудары, пусть даже массированные, вряд ли увенчаются успехом. Во всяком случае, очевидно, что никакими бомбами власть, сбежавшему из страны Президенту Хади вернуть не удастся. Наземная же операция будет воспринята населением как акт неприкрытой агрессии, что существенно усилит сопротивление со стороны всех участников внутрийеменского конфликта. Кроме того, чем дольше будет продолжаться военная операция, тем сильнее и разрушительнее она скажется на положении дел в регионе в целом.
"Основные, как я понимаю, обвинения в сторону хоуситов состоят как раз в том, что они шииты, и в том, что потенциально они могли бы получать поддержку со стороны Ирана, если бы им легитимно досталась власть в Йемене. То есть они оказались неугодными влиятельной международной группе сил, которая как раз ведет давно политику на Ближнем Востоке, направленную на раскол этого региона", - говорит старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Серебров Сергей.
Если даже допустить, что Иран сейчас решит не вмешиваться в конфликт напрямую, то косвенное его участие может принять самые неожиданные формы. Скажем, Тегеран, воюющий сейчас с Исламским Государством в Ираке, может превратиться в ситуативного союзника ИГИЛ в случае атаки исламистов на Саудовскую Аравию с севера. Кроме того, активация Ираном одновременно всех своих шиитских друзей станет неприятным сюрпризом для многих нынешних союзников Эр-Рияда, как явных, так и скрытых.
"Во-первых, мы осуждаем несправедливую агрессию Саудитов и Американцев в отношении Йемена, его граждан, его армии, его настоящего и будущего. Во-вторых, мы призываем к немедленной остановке агрессии во всех ее проявлениях. На протяжении истории захватчики терпели поражение и унижение. Власти Саудовской Аравии все еще имеют шанс не потерпеть поражение и не быть униженными. Они все еще могут пересмотреть свою ошибочную политику и начать обращаться с жителями Йемена как с братьями, двигаясь в сторону диалога. Все эти пути еще пока открыты", - заявил лидер "Хезболла" Хасан Насралла.
Лидер Ливанской "Хезболлы" не зря позволяет себе такой ультимативный тон. Все видят, что расклад сил, который мог бы быть резко изменен глобальными игроками, сейчас складывается вовсе не обязательно в пользу Саудовской Аравии. Китай и Россия, не оказывая прямой поддержки, "де-факто" признают шиитский режим в Сане.
Москва и Пекин настаивают на незаконности военной операции арабской коалиции в Йемене и в отличие от западных стран, оставили свои посольства в принадлежащей шиитам столице. США, хотя формально и заявили о своей поддержке и готовности помогать разведывательной информацией саудитам, явно не намерены воевать за них. Вашингтон, закрывая глаза на потерю своей военной техники стоимостью в полмиллиарда долларов, ранее направленной на помощь йеменской армии, поспешил вывести своих солдат из страны. С учетом явного дистанцирования США и других глобальных игроков, никто уже не сомневается, что "йеменская партия" будет разыграна на двоих. Саудиты свой ход уже сделали. Теперь все смотрят на Тегеран и на котировки цены на нефть.
"Если начнется большая война на Аравийском полуострове, если Иран сцепится с Саудовской Аравией, что, вообще говоря, может привести к окончанию истории Саудовской Аравии, потому что это будет встреча кокер-спаниеля с кавказской овчаркой. Иран слишком серьезная страна для монархии Персидского залива, невзирая на то, что они нафаршированы американским оружием. Ну тогда с ценой на нефть будет интересно. Она взлетит. Если этого не будет - всё будет локально", - говорит президент Института Ближнего Востока Сатановский Евгений.
На этот раз Вашингтон похоже решил пропустить ход, не делая ставку ни на своих "старых" союзников в Эр-Рияде, ни на "новых" в Тегеране, выстраиванию отношений с которым Обама все последнее время, придавал такое большое значение. В этой ситуации cаудитам не позавидуешь. В результате своих, совместных с американцами, многолетних происков на Ближнем Востоке, они, в итоге, оказались зажатыми между разозленными шиитами с одной стороны и набирающим силу "Исламским Государством" с другой. И вот теперь, когда помощь заокеанских друзей им необходима как никогда, потому что без нее, созданная ими коалиция не продержится и нескольких недель, они обречены остаться одни. Так здесь было со всеми, и Саудовская Аравия, похоже, не станет исключением. Потому что цветные революции по странам региона - это одно, а сланцевая революция в Штатах - совсем другое. И если, благодаря сланцам Америка за последние годы превратилась из импортера энергоносителей в экспортера, то что ж удивляться, тому что дружба с теми, кто может манипулировать ценой на нефть становится все более обременительной.