На месте крушения самолета А-320, несмотря на густой туман, продолжаются поисковые работы
Первые результаты расшифровки речевого самописца - одного из "черных ящиков" - разбившегося во Франции самолёта А-320, возможно, будут известны уже сегодня к вечеру. После сбора предварительной информации, эксперты все меньше склоняются к версии теракта, среди приоритетных: технические неполадки и человеческий фактор. Впрочем, руководство концерна "Люфтганза" утверждает, что лайнер был "технически безупречен". На борту находились 150 пассажиров: граждане более 10 государств. В Евросоюзе объявлен трехдневный траур.
Сотни людей собрались у офиса компании "Люфтганза", чтобы почтить память тех, кто погиб в страшной катастрофе во французских Альпах. В минуте молчания люди замерли ровно через сутки после того как с А-320 была потеряна связь.
Испания. У входа в школу надпись: "Мы не забудем". Дети несут цветы и свечи. Еще вчера 16 старшеклассников из Германии, которые приехали сюда на языковую практику, прощались у этих дверей со своими испанскими друзьями, обещая встретиться вновь. Тогда никто не мог предположить, что больше они никогда не увидятся.
"Мы почтим их память минутой молчания. Мы все, кто здесь учится. Это наш долг. Конечно, мы глубоко шокированы", - признается студент Элой Домингез.
"Мы все потрясены. Сегодня вряд ли будут занятия. Все разговоры и мысли сегодня об этой трагедии", - говорит студент Арнау Гемиза.
Как пишет испанская "Эль Мундо", ребята вместе с преподавателями едва не опоздали на рейс. Одна из школьниц забыла документы, и подростки заняли места в салоне буквально в последний момент. Там их уже ждали еще 128 пассажиров, среди которых возвращавшиеся с гастролей солист Дюссельдорфской оперы Олег Брыжак и его коллега Мария Раднер. На борт злополучного рейса она поднялась вместе с семьей: мужем и маленьким ребенком.
На месте крушения, куда вскоре должны прибыть главы Франции, Германии и Испании, продолжается поисковая операция. Более 600 жандармов и работников экстренных служб метр за метром обследуют огромную территорию, на которой разбросаны тысячи мелких обломков. Самый крупный - фрагмент фюзеляжа с двумя иллюминаторами. Это в какой-то степени подтверждает версию о том, что в момент крушения самолет двигался с огромной скоростью.
"Территория, которую надо обследовать, очень большая, - как два стадиона. Это горная местность. Там трудно работать, туда трудно добраться, поэтому операция возможна только с привлечением авиатехники", - поясняет генерал, глава региональной полиции Давид Гальтье.
Тем временем найденный накануне речевой самописец, который фиксирует переговоры экипажа и их общение с наземными службами, уже доставлен в Париж. Он поврежден, но работать с ним можно. К расшифровке уже приступили эксперты. Все надеются, что это прольет свет на то, что происходило в кабине в последние мгновения. Во время снижения экипаж не выходил на связь.
"В 10:30 между диспетчерами и пилотами состоялся сеанс связи. Диспетчер дал им указание сохранять текущую высоту 11400 метров, и получил утвердительный ответ. И в 10:31 самолет без разрешения начал снижаться. Диспетчер попытался связаться с пилотами, однако не получил ответа и самолет продолжил снижение. В 10:35 диспетчеры подали сигнал тревоги, а в 10:40 самолет исчез с экранов радаров", - сообщила министр экологии, устойчивого развития и энергетики Франции Сеголен Руаяль.
Почему пилоты приняли решение снижаться, еще предстоит установить. Доподлинно известно только одно: потеря высоты была достаточно плавной. Это заняло примерно 8-12 минут. Резкого падения не было.
"Я видел низко летящий самолёт в течение двух-трёх секунд, потом понял, что он врезался в гору, ее высота около 3000 метров, избежать столкновения было невозможно", - рассказывает свидетель Себастьян Жиру.
"Мы услышали рёв двигателей, который доносился оттуда из-за горы, а потом был хлопок, похожий на взрыв динамита при спуске лавин", - отмечает свидетельница катастрофы.
Сейчас следователи рассматривают все возможные версии. Среди приоритетных, по данным властей Франции, технические неисправности. Этой версии придерживаются и многие СМИ. Масла в огонь подлили немецкие "Бильд" и "Шпигель", сообщив, что у разбившегося лайнера были проблемы с дверцей отсека, в который убирается носовое шасси. По их данным, за сутки до вылета самолет признали не готовым к взлету, и несколько часов он находился на стоянке в аэропорту Дюссельдорфа.
На территории всего Евросоюза объявлен трехдневный траур. Эту авиакатастрофу уже признали крупнейшей во Франции с начала века. На официальных учреждениях приспущены флаги. Люди в разных городах Европы зажигают свечи у импровизированных мемориалов. Сотни огней горят у школы в немецком городе Хальтерн-ам-Зее, куда после рокового полета уже не вернутся 16 учеников.