Эксперты работают над расшифровкой поврежденного «черного ящика» А-320
Все внимание сейчас приковано к трагедии с лайнером А-320 во французских Альпах, где идёт поисковая операция. По данным полиции, на эвакуацию тел погибших из труднодоступного горного района, где произошло крушение, потребуется несколько дней, а на сбор обломков самолета - как минимум неделя.
Между тем, эксперты в Париже приступили к расшифровке данных с "черного ящика", они надеются, что информация с регистратора сохранилась и поможет пролить свет на обстоятельства трагедии.
С восходом солнца и началом светового дня поисковые группы приступают к работе. Франция проводит полномасштабную операцию. Сотни жандармов, военных и медиков. Первая группа вертолетов несколько минут назад уже вылетела на место падения самолета.
Близлежащим к месту крушения лайнера оказался населенный пункт Сен-лез-Альп - городок с населением всего полторы тысячи человек. Это единственное место здесь, где есть небольшое летное поле. В поисковой операции участвуют как минимум два самолета и 15 вертолетов.
По последней информации, бортовой самописец, который удалось найти накануне, поврежден, но с ним все равно можно работать. Об этом французскому радио этим утром сообщил министр внутренних дел страны Бернар Казнев. По его словам, информация с черного ящика читабельна, то есть она может пролить свет на причины трагедии.
И хотя власти не исключают любые причины произошедшего, все же речь не идет о террористическом акте, самолет не взорвался в воздухе, никаких сигналов и чрезвычайной ситуации на борту не поступало. По словам министра экологии Сеголен Руаяль, за несколько минут до крушения экипаж выходил на связь с диспетчерами, но сигнала SOS не поступало.
Приоритетной версией остается технические неисправности, возможно, произошла разгерметизация салона и пилоты спускались на низкие высоты, пытаясь восстановить давление. Это только предположение, более подробной информации пока нет.
Сегодня стало известно, что экипажи компании "Джерман Вингз", которая принадлежит "Люфтганзе", а также в самой "Люфтганзе" отказались совершать полеты на самолетах Аэробус-320. Разбившийся лайнер был старейшим, выпущен он был в 1990 году, но технически, утверждают в компании, был исправен. Он прошел полную проверку в аэропорту Барселоны за сутки до вылета.
В течение дня в городке Сен-лез-Алп ожидают прибытия лидеров Франции, Германии и Испании. На борту лайнера не было французов, но большинство пассажиров лайнера - это немцы и испанцы. Олланд, Меркель и испанский премьер Рахой облетят место, куда упал самолет, и переговорят с теми, кто уже вторые сутки участвует в поисковой операции.
Для всех, кто оказался здесь, включая и сотни журналистов из всех европейских и мировых СМИ, предстоит долгий рабочий день.
Глядя на эти кадры, можно себе представить весь ужас и масштаб трагедии. По горным склонам разбросаны тысячи мелких обломков лайнера. Самый крупный из них - фрагмент фюзеляжа с двумя иллюминаторами. Это в какой-то степени подтверждает версию о том, что в момент крушения самолет двигался с огромной скоростью и при мощном ударе просто разлетелся на кусочки.
"Обломки разбросаны на территории около четырех гектаров. Все это на крутом склоне, в радиусе примерно 600 метров от места предполагаемого падения самолета", - сообщил глава пожарно-спасательной службы Фредерик Пти Жан.
Основная задача военных и жандармов - сохранить место катастрофы в нетронутом виде, что крайне важно для следствия. Сделать это непросто, в первую очередь, из-за частых камнепадов и плохой погоды - здесь не стихает сильный ветер и идет мокрый снег.
"Главное для нас - собрать тела погибших, чтобы судмедэксперты их как можно быстрее идентифицировали, и мы смогли отправить их на родину для похорон", - отметил представитель МВД Франции Пьер Анри Бранде.
Пока неясно, почему самолет отклонился от маршрута и пошел на снижение с заданного эшелона, притом делал он достаточно плавно. Его движение к земле по наклонной "заняло примерно 8-12 минут". Эксперты теряются в догадках, говорят, что могло произойти внезапное возгорание аккумуляторов в отсеке рядом с кабиной пилотов. Не исключают также версии о чрезмерном переутомлении экипажа.
Но все это только предположения, известно одно - самолет резко не падал, это подтверждают и очевидцы.
"Я видел низко летящий самолёт в течение двух-трёх секунд, потом понял, что он врезался в гору, ее высота около 3000 метров, избежать столкновения было невозможно", - рассказывает свидетель Себастьян Жиру.
"Мы услышали рёв двигателей, который доносился оттуда из-за горы, а потом был хлопок, похожий на взрыв динамита при спуске лавин", - отмечает свидетельница катастрофы.
Среди погибших - граждане Турции, Аргентины, Мексики, Колумбии, США, Австралии, Бельгии и Нидерландов, но больше всего испанцев и немцев. Среди погибших и солист Дюссельдорфской оперы Олег Брыжак. Выходец из СССР, он родился и учился в Казахстане, много выступал в России, с середины 90-х стал работать в Германии. Вместе с артисткой театра Марией Раднер он возвращался после гастролей в Барселоне.
На борту было много испанских предпринимателей, они летели в Германию на сельскохозяйственную выставку, 16 немецких школьников возвращались после недельной языковой стажировки. Группа учащихся с двумя преподавателями чуть было не опоздала на самолет, как написала испанская газета El Mundo, одна из школьниц забыла свои документы, и подростки успели на борт буквально в последний момент. А еще десятки и десятки пассажиров, всех возрастов, включая и двух малышей.
Место крушения накануне облетели сразу несколько французских министров, а также глава немецкого МИД. Германия потеряла в этой трагедии 67 человек.
"То, что мы увидели, - это сцены, которые не могут вызвать ничего, кроме ужаса. Все это страшная трагедия. Мы все еще не знаем точно причины этой катастрофы. Хочу также поблагодарить наших французских друзей, которые в первые часы после трагедии приступили к поисково-спасательным работам и делают все возможное, чтобы помочь и поддержать нас в трудную минуту", - министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер.
Близкие погибших в основном из Германии и Испании, которые пожелают приехать сюда, будут размешены в залах местной мэрии и школы. Им предстоит тяжелая и длительная процедура опознания своих родных.