Как поссорились Игорь Валерьевич с Петром Алексеевичем — новый раунд борьбы
Пока на юго-востоке Украины, несмотря на провокации, сохраняется хрупкое перемирие, в Киеве разворачивается настоящая война за крупнейшие банки и нефтегазовые компании. В боевых действиях участвуют политики, чиновники, представители бизнес-империй. Стороны обмениваются угрозами и обвиняют друг друга в тяжких преступлениях: в коррупции, хищениях, даже в убийствах.
У офиса "Укрнафты", который вооруженные люди во главе с Коломойским накануне превратили в настоящую крепость, пока затишье. Рабочие красят первую линию обороны — железный забор. На требование главы МВД Арсена Авакова разоружиться в течение суток, компания ответила лишь заявлением, что кроме пневматики никакого другого оружия в здании нет. Но за частные охранные структуры, в первую очередь подконтрольные губернатору Днепропетровской области, Аваков пообещал взяться всерьез.
"Идут соответствующие проверки, и я могу дать такой легкий прогноз, что по ряду операторов - эти компании будут лишены лицензии на охранные услуги. В том числе в результате тех недоразумений и столкновений, которые имели место по офисами "Укртранснафты", "Укрнафты" и в ряде мест на территории Днепропетровской и Донецкой областей", - сообщил глава МВД Украины Арсен Аваков.
Все началось с того, что власти попытались навести порядок в нефтяной отрасли. Ряд поправок в закон об акционерных обществах и смена руководства компании "Укртранснафта" привели к тому, что олигарх Коломойский начал терять контроль над нефтяной частью своей бизнес-империи.
"Нефтяная отрасль, вокруг которой и развернулась вся история - это, в общем, единственный актив, который приносит сегодня реальный доход, реальный кэш. Поэтому уже много лет, десяток лет господин Коломойский этот бизнес контролировал, несмотря на то, что он номинально считался государственным. Но контроль и управление этим бизнесом, а значит, извлечение прибыли, принадлежали господину Коломойскому. В тот момент, когда попытались у него это забрать, он встал, что называется, на защиту этого бизнеса", - поясняет политолог Дмитрий Куликов.
Ответные действия Коломойского - штурмы нефтяных госкомпаний, с целью не упустить над ними власть - вызвали еще более бурную реакцию официального Киева. Глава СБУ Валентин Наливайченко едва ли не прямо обвинил чиновников администрации Днепропетровской области в убийстве сотрудника Службы безопасности и создании вооруженных преступных группировок. В знак протеста люди Коломойского в Раде - четверо членов партии "Блок Петра Порошенко" - заявили о выходе из фракции. А ближайшие соратники олигарха созывают жителей Днепропетровска на народное вече.
"Сегодня в Киеве сидят воры, и пора этим ворам уйти и освободить дорогу честным людям, которые смогут в стране провести реформы", - заявил заместитель губернатора Днепропетровской области Геннадий Корбан. - Мы хотим обратиться к Киеву и сказать — хватит лгать собственному народу. Хватит лгать про децентрализацию, хватит лгать про успехи при проведении антитеррористической операции. Хватит лгать о количестве погибших на фронте".
О децентрализации заговорил и сам Коломойский. Накануне, будто в пику позиции Порошенко, он даже предложил искать пути к диалогу с властями самопровозглашенных Донецкой и Луганской республик.
"У нас есть два субъекта, которые мы не признаем - это ДНР и ЛНР, но которые состоялись, к большому нашему сожалению. Они существуют. Но мы должны смотреть на эту ситуацию достаточно объективно, хотя бы для того, чтобы объективно подготовиться к возможным сценариям. Я смотрю риторику того же Захарченко, Плотницкого. Тот сценарий, который им предлагают, их не устраивает. И мы сами загоняем в угол", - сказал он.
По мнению экспертов, все это означает начало очередного этапа борьбы олигархических кланов.
"Борьба между Порошенко и Коломойским началась тогда, когда Порошенко стал президентом, а Коломойский стал губернатором. Она была неизбежна, потому что двум медведям в одной берлоге тесно. Фактически каждый из них претендует на то, чтобы делить ресурсы всей Украины. Для этого им необходимы политические рычаги. Порошенко хочет полностью использовать президентскую власть, а Коломойский хочет контролировать и президента, и премьера, и парламент", - говорит политолог Ростислав Ищенко.
Требование Порошенко лишить губернаторов карманных армий говорит о том, что Коломойского пытаются оставить без вооруженной поддержки. По словам советника главы Одесской области, все охранные структуры, подчиненные напрямую местному губернатору Игорю Палице, человеку Коломойского, уже сдали оружие и покинули город. Созданные из активистов Майдана в мае прошлого года, на волне беспорядков эти отряды фактически целый год заменяли на улицах Одессы сотрудников государственных правоохранительных органов. Подобные группировки, не считая добровольческих батальонов, есть у Коломойского и в других регионах. При этом содержатся они, по мнению политологов, в том числе на деньги тех самых нефтяных госкомпаний.
"Не секрет, что ставленник господина Коломойского, который возглавлял "Укртранснафту", государственное предприятие, позволил украсть из трубы в том году, только в том году 600 тысяч тонн нефти, которая предназначалась для технологических целей. Эту нефть он реализовал, и часть из этой суммы потратил на содержание депутатской группы в Верховной Раде и на оплату вооружения ряда батальонов. Не столько для войны, сколько, конечно, для давления на киевский режим", - говорит украинский политолог Юрий Городненко.
Экономисты упоминают и другие активы Коломойского, с помощью которых он может давить на нынешний режим. Но самый главный козырь, что есть у олигарха — его "Приват-банк". Крупнейшая в стране финансовая структура, с помощью которой миллиардер, как считают специалисты, может легко обвалить гривну или вообще обрушить всю банковскую структуру страны. Экономист Всеволод Степанюк отмечает, что "Приват-банк" является системным банком Украины, он имеет наибольшее количество вкладчиков.
Через счета "Приват-банка" проводят средства даже крупнейшие госпредприятия. У той же "Укртранснафты" в банке Коломойского, по данным главы Минэнерго Украины Владимира Демчишина, сейчас хранится несколько миллиардов гривен. Министр уже заявил, что все счета подконтрольных государству энергокомпаний необходимо перевести в госбанки, но получится ли вернуть деньги, Демчишин не уверен.
На фоне всех этих событий на Украине вновь вспыхнули митинги шахтеров. Забастовали сразу несколько шахт в Донецкой и Львовской областях. Пока олигархи воюют за власть и делят финансовые потоки, горняки, по словам председателя профсоюза, доведены до отчаяния. Зарплату им не выплачивают уже несколько месяцев.