В Москве, Донецке и Луганске прокомментировали ситуацию вокруг урегулирования конфликта в Донбассе
Общий смысл заявлений в том, что Киев своими действиями - теперь уже в законодательном поле - грубо нарушает и, по сути, перечёркивает мирный план, согласованный "нормандской четвёркой" в Минске. Принятый Верховной Радой закон об особом статусе районов Донецкой и Луганской областей - в самопровозглашённых республиках называют "заведомо невыполнимым".
По истечении 30 дней после подписания минских соглашений, то есть еще на прошлой неделе, Верховная Рада должна была принять постановление, в котором указывались бы территории с особым режимом. Дело в том, что до сегодняшнего дня спорные территории, на которых шла и продолжается до сих пор гражданская война, не были обозначены ни в одном документе. Рада должна была их задокументировать. Это планировалось как первый после отвода от линии соприкосновения тяжелых вооружений, политический шаг в урегулировании ситуации.
"Вместо этого Верховная Рада по предложению президента Порошенко, что меня особенно смутило, потому что президент Украины поддержал минский пакет от 12 февраля, по сути дела переписывают договоренности, а говоря проще, грубо их нарушают, поскольку обусловливают введение закона об особом статусе необходимостью освобождения этих территорий, которые они назвали оккупированными, необходимостью замены практически всех избранных населением этих территорий лиц на кого-то еще. Это буквально попытка поставить с ног на голову все, о чем договаривались", - заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
Все действия Украины противоречат тому, о чем удалось договориться еще в феврале в белорусской столице Меркель, Оланду, Путину и Порошенко. Во-первых, Киев выдвинул фактически ультиматум - особый порядок вступит в силу только после того, как в Донбассе пройдут перевыборы.
"Причем перевыборы должны проходить по законам Украины, а значит, украинскими властями, то есть в начале туда должны ввести украинские власти. А что такое украинские власти значит? Украинская милиция, украинские войска, проведены выборы, а уже потом предоставляться какая-то автономия. Ну, это какой то абсурд, просто, люди, перекручивая совершенно все договоренности, провоцируют, накаляют ситуацию", - считает политолог Юрий Городненко (Украина).
Реакция в Донецке и Луганске на подобные действия украинских властей предсказуема. В совместном заявлении глав провозглашённых республик, сказано, что навязывание не обсуждавшихся ранее условий - заводит мирное урегулирование в тупик, они призвали отменить последние решения Верховной Рады, назвав их "позорными". Ведь, как сказано в заявлении Захарченко и Плотницкого, черным по белому в соглашениях написано, что еще в первый день после отвода тяжелого вооружения стороны должны были начать диалог о модальностях, то есть о способах их проведения с представителями Луганска и Донецка. Но никаких переговоров и даже малейших контактов с представителями ЛНР и ДНР на этот счет не было.
"Диалога как такого нет. Киев в одностороннем порядке что-то там принимает, что-то пишет, что-то вносит. Причём попирает многие пункты Минских соглашений абсолютно. Естественно, мы воспринимаем это как срыв Минских договорённостей", – сказал глава ДНР Александр Захарченко.
При этом на Украине заявляют, что все переговоры возможны лишь после силового решения проблемы. Показательны слова Семена Семенченко, депутата Рады и одновременно одного из комбатов.
"Я не думаю, что эти законы будут иметь какие-то немедленные правовые последствия, поскольку их выполнение зависит от освобождения этих территорий, от установления там украинской власти и от наших флагов, которые там будут висеть. И от возможности провести свободные, честные, демократические выборы. Как вы сами понимаете, сейчас там договариваться не с кем и не о чем", - заявил Семен Семенченко.
Киев демонстративно игнорирует все пункты политической части Минского соглашения, Ведь как иначе можно трактовать следующий текст документа, подписанного в столице Белоруссии : "вопросы, касающиеся местных выборов, обсуждаются и согласовываются с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы".
"Я вчера обратился со специальными посланиями к своим коллегам в Германии и Франции - к Франку-Вальтеру Штанмайеру и Лорану Фабиусу, привлек их внимание к вопиющему нарушению первых шагов политической части Минского пакета и призвал их предпринять совместный трехсторонний демарш перед нашими украинскими коллегами с тем, чтобы все-таки побудить их к тому, чтобы выполнять то, под чем они подписались и что было поддержано высшими руководителями Германии, Франции, Украины и России", - сказал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
Пока же вместо поиска компромисса в Киеве продолжают настаивать на внешней угрозе. Для этого все та же Верховная Рада накануне проголосовала за постановление о признании отдельных территорий Донецкой и Луганской областей временно оккупированными.
"Оккупированные территории – это, разумеется, фиктивное представление о том, что Российская армия разместилась на части территории Украины. Проблема в том, что они не способны понять, что те, кто восстали на востоке Украины, тоже украинцы. Они восстали против путча, они восстали против свержения президента, которого выбирали", - считает политолог Оскар Крейчи (Чехия).
Но, тем не менее, для поддержания истерии в стране о якобы, оккупации, правительство Яценюка в очередной раз заговорило о строительстве стены, отделяющей Украину от России.
"В рамках задач, наработанных президентом, правительством и Советом нацбезопасности и обороны нам необходимо срочно приступить к строительству линии безопасности. Общий объем финансирования составляет 865 миллионов гривен. Они будут выделены из резервного фонда", - заявил Арсений Яценюк.
Это уже не первая попытка выстроить на украино-российской границе некое заградительное сооружение. Сначала, еще летом прошлого года, это был ров. Позже, все тот же Яценюк решил ров заменить на проект под названием "Стена". При пересчете на нынешний курс, стоимость строительства этой Великой украинской стены - 865 миллионов гривен - это примерно 37 миллионов евро.