В Лондоне представили Вторую мировую войну глазами русских художников
Сегодня в одной из самых известных галерей британской столицы открылась выставка, приуроченная к 70-летию Победы. Живопись, графика, скульптура - большинство работ известных советских мастеров в Соединенном Королевстве увидят впервые.
У человека, учившегося в советской школе, наверняка случится культурный шок, когда в модной галерее "Саатчи", где всё такое суперсовременное и авангардное, вдруг увидишь привет из детства - "Опять двойка" Фёдора Решетникова. И уж совсем необычно встретить возле неё английского искусствоведа, объясняющего, что в этой работе вся суть послевоенных лет.
"Это портрет мальчика. На нём явно отцовская куртка, и она ему велика. Отец погиб на войне, и мальчик этот будущий кормилец своей семьи. В этой картине и светлые эмоции, и горечь целого поколения русских людей, потерявших своих близких", - отмечает куратор выставки "Наследие Великой Отечественной войны в русском искусстве" Ангус Халдейн.
На этой уникальной выставке классические работы первых послевоенных лет. И написанное через 45 лет после победы магическое полотно Игоря Обросова "Военная Москва" как негатив старой чёрно-белой фотографии. Яркий, солнечный день в столице превращается в тревожную ночь.
Это редкий случай, когда знакомые с детства картины военной поры выставляются в знаменитой Лондонской галерее. Рядом с полотнами советских и российских художников британские плакаты, нарисованные в 40-е годы. Если английские слова заменить кириллицей, то возникает ощущение, что нарисовали их не в Лондоне, а в Москве.
Ведь были времена, когда британская пропаганда называла Сталина и Черчилля товарищами по оружию! На одном из плакатов вполне можно было написать: "Всё для фронта, всё для Победы!". Война с общим врагом как будто стёрла границы между советским и британским агитискусством, тем более, что многое англичане подсмотрели в советских плакатах 30-х годов.
"Были какие-то совершенно общие переживания! Может быть, не масштабы их переживаний, но угол зрения, направление, доминанта. Это всегда было горестное и трагическое расставание с близкими, со страной, с домом", - отмечает заведующий отделом живописи второй половины XX века "Третьяковской Галереи" Наталия Александрова.
Картины белоруса Мая Данцига как сложная музыка. А название одной из картин - строчка уже народной песни "И помнит мир спасённый", написанной Евгением Винокуровым и оживлённой голосом Марка Бернеса. У картины Евсея Моисеенко особая история.
"Работа называется "Свобода". Написал художник, по сути, свой автопортрет, потому что он был в концлагере. И когда его освободили американцы, он не мог не написать эту работу", - поясняет организатор выставки Андрей Филатов.
Любой человек, прошедший по этим залам, поймёт, насколько острой остаётся боль, и как трудно забыть, даже через 70 лет без войны.