В Донецке спасатели извлекают тела украинских военных из-под обломков терминала аэропорта
Сегодня миссия Международного Красного Креста подтвердила информацию, полученную от ополченцев, о найденных в терминале донецкого аэропорта телах украинских военных. Только за последние два дня из-под завалов извлекли 16 погибших. Эта цифра - неокончательная.
Сегодня же ОБСЕ и Красный Крест зафиксировали обстрел аэропорта из минометов и зенитных установок со стороны украинских военных. Из-за этого работы пришлось прервать.
Два десятка пленных украинских силовиков. Многие их них были заблокированы здесь, этой зимой, во время боев за донецкий аэропорт. Теперь помогают отыскать погибших товарищей - показывают, где прятались солдаты до того, как обрушились перекрытия. И разбирают эти руины.
Работы ведут только вручную, технику сюда подогнать невозможно. И периодически приходится устраивать перерыв - из-за угрозы обрушения. Например, металлическая балка сейчас нависает над местом поведения работ. И сотрудники МЧС пытаются его обезопасить.
За месяц в аэропорту нашли и извлекли из-под завалов больше около двадцати погибших украинских военных. С каждым днём продвигаться вниз всё сложнее. Найти два тела помог один из пленных.
"Я помню расположение, как они лежали во время взрыва, после падения. В том же положении они и оставались лежать по сей день", - говорит военнослужащий ВСУ Станислав.
Тела находятся на территории аэропорта почти два месяца. Пленные силовики помогают опознать сослуживцев по одежде, обуви, личным вещам. Это упрощает задачу. Ведь почти все погибшие военные - без документов и медальонов.
"Нам нужно собрать как можно больше информации, чтобы опознать каждого погибшего. Идентификацией занимается отдельная комиссия. Если тело сильно повреждено, и не обнаружено никаких личных вещей, помочь может только тест ДНК", - говорит эксперт Красного креста Мария Морсилло.
Кроме Красного креста за работой наблюдала миссия ОБСЕ. Также процесс контролировал офицер Вооруженных сил Украины. У пленных солдат он интересовался и тем, в каких условиях их содержат.
"Есть дают, спать есть где. Нормально. Естественно, все хотят, чтобы поскорее все закончилось, чтобы все вернулись домой", - говорит военнослужащий ВСУ.
Извлекать тела мешают обстрелы. За прошедшие сутки аэропорт атаковали 18 раз с территории, которую контролируют украинские силовики. Настроен ли Киев на мир, не знают и сами военные. Срок службы закончился, а командиры домой не отправляют.
"Сначала нас посадили в автобус и сказали, что едем домой, отъехали на 30 километров, развернули колонну и вернули обратно", - рассказывает артиллерист 24-й мотострелковой механизированной бригады Владимир (Украина).
"Потом сказали: по пять человек будем отправлять вас за свой счет, но мы отказались, или всех отправляйте или никого", - добавляет артиллерист 24-й мотострелковой механизированной бригады Иван (Украина).
Виктор Долгий - ополченец из Тернополя, с Западной Украины. Таких здесь много. В рядах самообороны ДНР уже восемь месяцев. Признаётся, что устал воевать.
"Господин Порошенко! Я бы хотел, чтобы вы не стреляли в своих детей, в наших детей, в мирное население. Взять хотя бы Дебальцево. Я только что приехал, можно сказать, из Дебальцевского котла. Я видел, сколько погибло там ваших военных. Это просто шок. Я бы хотел, чтобы вы этого больше этого не делали", - сказал он.
В бывшем котле непривычно тихо. В центре Дебальцева - очередь за хлебом. Людей, переживших страшные артобстрелы, сложно чем-то испугать. Сердце у пожилой женщины лишь на секунду замирает при звуке взрыва - на соседней улице ополченцы разминировали снаряд.
Саперные группы очищают город от оставленных от мин и снарядов. За сутки их обезврежено около 300. Теперь люди могут хотя бы подойти к своим домам. Но жить в них нельзя. Разрушено все. Для самых незащищенных - многодетных семей и пенсионеров - власти ДНР уже отремонтировали под общежития несколько домов. Все силы брошены на восстановление города.
Но есть места, где восстанавливать нечего. Крошечный поселок "Шахты № 67" под Горловкой. Целых домов - нет. На могилах кресты, сколоченные из оконных рам. Несколько десятков жителей, которые вынуждены жить в погребах. Жизнь с чистого листа.
Режим прекращения огня в целом соблюдается. Об этом говорят и ополченцы, и сами украинские военные. Однако некоторые проблемы не решены. Генсек НАТО сегодня заявил, что альянс наблюдает за соблюдениями Минских договоренностей. И призвал обеспечить полный доступ в районы, откуда идет отвод тяжелых вооружений. Со стороны ополчения препятствий для этого нет. А в ДНР потребовали от киевских властей не затягивать процесс с обменом пленными. В Донецке готовы к очередной этапу в формате "всех на всех".