В Донбассе идут восстановительные работы, саперы ежедневно обезвреживают сотни мин и снарядов
В Донецке сохраняется спокойная обстановка. Аварийные службы, пользуясь воцарившимся затишьем, ремонтируют повреждённые коммуникации, жители восстанавливают пострадавшие дома. В окрестностях столицы ДНР ещё иногда стреляют. За ночь ополченцы зафиксировали около десятка случаев нарушения перемирия со стороны киевских силовиков. Огонь из миномётов, зенитных установок и стрелкового оружия открывался в районе Горловки, Широкино, Песок и донецкого аэропорта. Но это действительно единичные случаи.
Это очередь за хлебом в центре Дебальцево. Переживших страшные артобстрелы, этих людей вряд ли можно чем-то испугать. Сердце у пожилой женщины лишь на секунду замирает при звуке взрыва - на соседней улице ополченцы разминировали снаряд.
Саперные группы очищают город от оставленных от мин и снарядов. За сутки обезврежено около 300 единиц. Теперь люди могут хотя бы подойти к своим домам. Но тем, кто из многоэтажек, жить пока негде. Разрушено буквально все. Для самых незащищенных - многодетных семей и пенсионеров - власти ДНР уже отремонтировали под общежития несколько домов. Параллельно идет ремонт по всему городу.
Бойцы ополчения меняют стекла в центральной дебальцевской больнице. Там, где рамы уже застеклили, доктора приступили к приему больных. Врачи работают вахтово, спят здесь же.
"Сюда периодически приезжают группы по 3-5 человек, врачей, которые сменяют друг друга, я в составе трёх других докторов, для того, чтобы оказывать медпомощь населению", - рассказывает врач Юрий Орлов.
Есть и такие населённые пункты, в основном небольшие поселки и деревни, где восстанавливать нечего. Посёлок Шахты № 67 под Горловкой. Целых домов — ноль. На могилах кресты, сколоченные из оконных рам. Несколько десятков жителей, которые вынуждены жить в погребах. Пятеро детей играют на руинах.
Прекращение огня на Украине в целом соблюдается. Но перемирие очень хрупкое. Об этом говорят и ополченцы, и сами украинские военные. Сегодня к разговорам на тему присоединился даже Генсек НАТО. Йенс Столтенберг заявил, что Североатлантический альянс наблюдает за прекращением огня и отводом вооружений: "Но неясно, куда, в каком направлении и где они сейчас. Призываем все стороны обеспечить ОБСЕ информацией, данными, свободой передвижения и гарантией безопасности".
Обеспечить безопасность сотрудникам ОБСЕ — задача непростая. Донецкий аэропорт за прошедшие сутки 18 раз обстреляли с территории, которую контролируют киевские силовики. Здесь идут работы по извлечению из-под завалов тел украинских военных. Сюда регулярно приезжают и сотрудники миссии ОБСЕ и Международного Красного Креста.
Не похоже, что Киев вообще настроен на мир. Так говорят украинские военные. Тех, чей срок службы закончился, продолжают держать на боевых позициях.
"Сначала нас посадили в автобус и сказали, что едем домой, отъехали на 30 километров, развернули колонну и вернули обратно", - вспоминает Владимир, артиллерист 24-й мотострелковой механизированной бригады.
"Потом сказали, что по пять человек будем отправлять вас за свой счет, но мы отказались ехать за свой счет, или всех отправляйте или никого", - рассказывает Иван, артиллерист 24-й мотострелковой механизированной бригады.
Некоторые жители Украины, причём даже из западных областей, специально приезжают в ДНР и ЛНР, чтобы встать на сторону ополчения. Виктор Долгий из Тернополя уже 8 месяцев в рядах тех, кого на его родине теперь называют сепаратистами.
"Я бы хотел обратиться к пану Порошенко и его воякам. Пане Порошенко! Я бы хотел, чтобы вы не стреляли в своих детей, в наших детей, в мирное население. Взять хотя бы Дебальцево. Я только что приехал, можно сказать, из Дебальцевского котла. Я видел, сколько погибло там ваших военных. Это просто шок. Я бы хотел, чтобы Вы этого больше этого не делали", - обратился к Петру Порошенко ополченец Виктор Долгий.
По словам ополченцев, украинская армия сейчас перебрасывает в район соприкосновения с территориями ДНР и ЛНР и танки, и бронетранспортеры и другое вооружение. Ополченцы тем временем свою технику и вооружения отвели, по всей видимости, в надежде на то, что противник не нарушит условия минских договоренностей.