В Киеве разгоняли тех, кто решил устроить пикеты у здания Нацбанка
Люди протестовали против экономической политики правительства. Это почти дежа-вю - ведь ровно с такого же ночного разгона мирной демонстрации начался год назад Майдан. И официальный итог - ровно такой же - власть наутро извиняется, объясняет все самодеятельностью милиции, отправляет начальника районного УВД в отставку и обещает принять меры.
Но разгонявшие сейчас дубинками несогласных - это те самые люди, заявлявшие о жестокости милицейского спецназа и необходимости свержения президента Януковича год назад. Только сегодня итог этого года - рекордное, в 4 раза, падение гривны - до 32 за доллар, на черном рынке - до 44, удвоившаяся цена на бензин, почти утроившаяся на газ и пустая казна, потраченная на гражданскую войну и поддержание существующей власти.
О том, насколько украинцы верят в обещанное властями светлое европейское будущее, говорят кадры, на которых люди запасаются на черный день. В панике сметают из магазинов дорожающие по несколько раз в день продукты. Пенсионерки с Западной Украины борются за подсолнечное масло. Акция "Завтра будет дороже". За случайно выпавшую из корзины бутылку начинается драка. В магазинах после нашествия голодных покупателей там, где когда-то были сахар, мука, макароны, крупы, сейчас - пустые полки. Свои сбережения украинцы предпочитают хранить не в ежедневно дешевеющей гривне, а в продуктах.
Кто не отбил продуктов в магазине, выстраивается в очередь при заводе. В Киеве часами стоят за макаронами. Когда речь идет о ценах на лекарства, пенсионеры вообще хватаются за сердце. Многие аптеки убрали ценники с прилавков - слишком часто их приходится менять, не успевают за постоянно растущими ценами.
Из-за повышения цен за проезд в общественном транспорте в Сумах устроили настоящую битву. Вместо 2 гривен билет теперь стоит 3 - это около 6 рублей. Недовольные пассажиры ворвались на заседание горсовета, но перевозчики в прямом смысле слова грудью встали на защиту своих тарифов, размахивали кулаками и кричали - снизят цены, только если остальные товары на Украине подешевеют. Бензин тем временем взял новую высоту - литр 95-го стоит уже почти 30 гривен, это больше 60 рублей.
Как силовики разгоняли недовольных экономической ситуацией в стране людей, не показали ни по одному центральному украинскому каналу. Солдаты так называемой Национальной гвардии поздно ночью напали на тех, кто пришел к Нацбанку требовать стабилизации гривны, цен и отставки главы Нацбанка Гонтаревой.
"Приехали три автобуса Нацгвардии, они начали сразу бросаться на нас и идти толпой. Мы все падали и закрывали голову, чтобы не попало по голове", - рассказывает участница протестов.
Первым делом снесли палатку, поставленную у стен Нацбанка, людей избили дубинками и пригрозили: если что - будут стрелять.
Евромайдан стоял за светлое экономическое европейское будущее, а получил финансовую катастрофу - за прошедший после государственного переворота год гривна обесценилась по отношению к доллару аж в 4 раза. На грани выселения из квартир оказались сотни тысяч украинцев, взявших долларовые кредиты.
"Ежемесячный платеж был 300 долларов. Это полторы тысячи. На данный момент это 12 тысяч. У меня таких денег нет. Банк 100 раз перепродал все коллекторам. Они звонят, требуют. Мы собрались на мирную акцию, донести до власти, что люди не могут платить по таким баснословным ценам", - говорит участница протестов.
Особо цинично выглядит то, что украинские политики, пришедшие к власти год назад в результате похожих протестов, оказавшись у руля, первым делом эти самые митинги решили разогнать.
"В такой ситуации, когда в любой момент может вспыхнуть социальный бунт, власть не хочет давать повод собираться. Ну то есть когда на улице стоят какие-то люди, палатки. Они постоянно митингуют, они являются точкой сборки для других недовольных, - говорит президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко. - Туда могут прийти там шахтеры с Волыни, которые тоже недовольны. Значит, им не выплачивают зарплаты и закрывают шахты. Туда могут прийти пенсионеры. Туда могут прийти чернобыльцы, у которых отобрали льготы и так далее, так далее. И в один прекрасный день можно, посмотрев в окошко, увидеть, что там не 300 вкладчиков под Национальным банком, а 2-3 тысячи человек".
Несмотря на давление силовиков, митингующие по домам не разошлись - и днем, и ночью протестуют против экономической политики правительства у стен Нацбанка.
Поддержали финансовый Майдан и в Одессе. Несколько сотен человек с флагами нового протестного движения пикетировали местное отделение Нацбанка. Все это: нарастающую, как снежный ком, экономическую катастрофу, социальное недовольство и как следствие — третий финансовый Майдан экономисты предрекали почти год назад. О грядущей социальной революции говорили еще в апреле 2014 года.
"Если государство не займется собственной экономикой, социальным положением граждан, то, скорее всего, мы к осени получим в Украине уже социальную революцию. То есть это будет революция не за свободу, и не против каких-то конкретных политиков, это будет революция людей, которым нечего есть, у которых нечем отапливать свои дома и которые просто хотят выжить", - говорил тогда экономист Олег Ногинский.
Получившие власть на Майдане политики только за один год своей работы поставили десятки антирекордов. Так, минимальная зарплата на Украине сейчас одна из самых низких в мире.
"Минимальная зарплата на Украине установила антирекорд. 1218 гривен, это теперь меньше 43 долларов. Даже в беднейших Бангладеш, Гане и Замбии получают на 4 доллара больше. Гораздо богаче жители Лесото, Гамбии и Чада - там минималка достигает 51 доллара", - рассказал телеканал "Украина".
Но и эти 43 доллара еще надо получить. В стране - рекордный за последнее десятилетие долг по выплате зарплаты. Только по официальной статистике, частные и государственные компании, фабрики и заводы должны рабочим почти два с половиной миллиарда гривен, это более пяти миллиардов рублей. Несмотря на это, рекордными темпами растут тарифы на ЖКХ. По требованию основного кредитора Украины, Международного валютного фонда, и без того повышенные в разы за прошлый год тарифы надо поднять еще. Например, газ на 280 процентов и на 66 - отопление.
"Конечно, можно сделать тарифы в Украине как в Европе. Но нет гарантии, что украинцы вообще будут платить эти тарифы. На сегодняшний момент украинцы задолжали почти 14 миллиардов гривен. Просто они не смогли заплатить. Для Украины это довольно-таки немаленькая цифра. Если тарифы еще поднять, не исключено, что долг может превратиться с 14 в 40 миллиардов. И тогда будет проблема номер один как эти долги просить", - говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Ответов на вопрос, когда же будет хоть немного лучше, у украинских властей нет. Яценюк смог только театрально вздохнуть и уйти от ответа. Глава СБУ Наливайченко попытался рассказать украинцам, что у Нацбанка, мол, митингуют российские агенты, но, кажется, только повысил градус недовольства тех, кто день и ночь мерзнет в надежде быть услышанным.
"Я напоминаю одну вещь - ведь почему возник раскол Украины? Значит, одна часть украинского населения, скажем так, в Киеве имела право занять здание государственной власти провести переворот. Когда другая часть украинского населения с теми же паспортами попыталась сделать то же самое в Крыму и в Донецке, это вызвало возмущение. То есть одним можно другим нельзя вот они сами открыли ящик Пандоры. Если можно менять власть с улицы, никто не объяснит этому населению, которое осталось без денег, без куска хлеба, что они не имеют права сделать то же самое", - говорит заместитель декана факультета Мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев.
Ведь обедневшая Украина знает: от здания Нацбанка до печально известной главной площади недовольных - Майдана незалежности - путь недолгий - всего-то несколько сотен метров.