Наблюдатели ОБСЕ подтверждают: в Дебальцево настоящая гуманитарная катастрофа
Разрывы снарядов в Дебальево слышны до сих пор, по словам ополченцев, это оставшиеся в котле украинские части пытаются выйти из окружения. В сети - сотни фотографий брошенной в полях вокруг Дебальцева военной техники - танки и боевые машины с украинскими флажками и двумя полосками на борту - опознавательный знак ВСУ, за что ополченцы прозвали их бурундуками.
В городе Дебальцево война закончилась, по крайней мере, боевые действия здесь уже не идут. Противник отступил, но наследство от его пребывания в городе все еще ощущается.
Саперов категорически не хватает. Они как скорая помощь, ездят по всему городу, разминируя неразорвавшиеся боеприпасы или снимая мины-ловушки, которые оставили после себя украинские войска. Военная полиция из состава Минобороны ДНР по мере сил им помогает.
Они идут по минному полю, внимательно глядя, куда поставить ногу или чтобы не зацепить тросик. Мины ставили, когда лежал снег, поэтому сейчас их видно хорошо, но идти все равно крайне неприятно. За полчаса работы отряд уничтожил мин 10, остальную территорию обезвредят саперы.
Освободив Дебальцево, ополченцы к своему удивлению узнали, что на самом деле здесь было два города. Один, с мирными жителями, второй по соседству с первым — военная база украинской армии, как небольшой городок со своими районами и улицами, даже злачными местами. Из конца в конец идти минут 40.
Количество боеприпасов здесь измеряют не ящиками, а грузовиками. Грузовик снарядов, грузовик выстрелов к гранатомету, грузовики патронов, минометных мин, даже автоматов.
Украинские защитники уходили отсюда налегке, оставляя даже бронежилеты, пусть так опасней, зато бежать легче.
Бронежилет НАТО - не единственное свидетельство западной помощи вооруженным силам Украины. Сидя в окопах под Дебальцево, окруженная украинская группировка не голодала благодаря в том числе и Польше. Хлеб испекли в пекарне польского городка Пшеворск. Пекарня специализируется на поставках польской армии.
На брошенных позициях ополченцы находят инструкции, предназначенные явно для общения с теми, кому украинский язык не знаком. Причем для общения специфического, на военные темы. Перевод английских команд на украинский, чтобы бойцы понимали, что от них хотят. Это в очередной раз свидетельствует о том, что на стороне украинской армии воевали иностранные наемники.
А еще здесь десятки, если не сотни единиц военной техники. От дальнобойных гаубиц "МСТА-б" до реактивных установок, не считая танков и бронемашин. Такого количества трофеев у армий Донецка и Луганска не было давно. Дебальцевский котел оказался богат на подарки и на последствия. Боевой запал украинской армии явно пропал.
Николай Александрович воюет уже четвертый месяц. Срочную службу проходил в танковых войсках и навыки механика-водителя вспомнил в свои 63. На Дебальцевском фронте он был вроде как в семье. Вместе с ним воевали 4 сына, а он по внукам скучает.
Судя по всему, внуков он увидит скоро. Армия ДНР начинает отвод тяжелого вооружения от линии фронта.