Прошлогодние февральские события в Киеве в эти дни вспоминают участники с обеих сторон
Для одних - это по-прежнему - переворот, для других - революция. Но выясняется, что есть и совпадения - не все довольны результатами Майдана, а некоторые опасаются - скоро снова грянет буря.
Они стояли на одном Майдане, но по разные стороны баррикад. Те, кто называл эту акцию протеста мирной - жгли покрышки, швыряли брусчатку и коктейли Молотова в силовиков. Бойцы "Беркута" и внутренних войск защищались металлическими щитам. Вечером 18 февраля на перекрестке Крещатика и Институтской протестующие перешли в наступление. На глазах командира крымского "Беркута" Виктора Денисова был убит старший прапорщик Андрей Федюкин. Вот его выносят на носилках. Врачи попытаются его откачать. Но ранение оказалось смертельным.
"Пацан подбегает, вот он только-только со мной ровняется, на одну линию выходит, по диагонали, вскрикнул, упал навзничь на спину, это как раз Федюкин Андрей. Стреляли однозначно с Дома Профсоюзов, потому что пули заходили немного по диагонали. И сверху вниз. Она так ему и зашла", - вспоминает командир 1-й оперативной роты ОМОН "Беркут" Виктор Денисов.
Утром 20 февраля неизвестные снайперы открыли огонь с нескольких точек в центре Киева: стреляли с консерватории, банка "Аркада", Октябрьского дворца, гостиницы Украина. Спецназ был вынужден отступить.
Виновные в массовом расстреле людей до сих пор не названы. Только спустя год западные журналисты рассказали, что многие протестующие были вооружены и вели огонь по силовикам.
"На выбор он мне предложили либо дробовик, либо охотничью "Сайгу". Я выбрал второе. Я взял от него оружие и сказал, что я знаю, как пользоваться, потому что я служил в армии", - рассказывает участник событий.
"Один из лидеров Майдана, который находился на сцене, просил настоятельно наступающих митингующих, по всей видимости вооруженные находились во второй линии, стрелять аккуратно, чтобы не попасть в спины своим же наступающим", - говорит командир 1-й оперативной роты ОМОН "Беркут" Виктор Денисов.
Для одних события февраля 2014 года - государственный переворот, для других - революция достоинства. Виктор Денисов, вернувшись домой в Симферополь продолжил службу в "Беркуте". После референдума о воссоединении Крыма с Россией, уже в другой стране.
Андриан Волгин был одним из тех, кто стоял на Майдане. Затем в составе батальона "Донбасс" воевал на востоке. Был в плену у ополченцев. Спустя год он принался, что востоке идет гражданская война. Промышленно развитые Донецк и Луганск фактически потеряны Украиной. А ни одно из требований людей, вышедших на Майдан, до сих пор не выполнено и сделать это с каждым днем сложней.
"Я очень сильно разочаровался в Майдане. Люди начинают забываться: там они взяли палки в руки и кричали: "да мне все равно, я из самообороны", а там он уже, извините, взял автомат и почувствовал себя богом, а я их называю просто маргиналами", - говорит активист Евромайдана Андриан Волгин.
Жизнь украинцев разделилась на до и после Майдана. Они добивались отмены визового режима. Но выехать в Европу теперь стало сложнее. Количество выданных виз украинцам сократилось вдвое. Мобилизация заставила мужчин призывного возраста бежать заграницу. В ЕС опасаются, что обратно они могут не вернуться.
Жители западных регионов границу с Польшей берут буквально штурмом. 2,5 миллиона человек уехали от войны в Россию. По результатам социологических опросов, сейчас каждый третий украинец готов покинуть страну.
"Со свободой слова ситуация стала хуже - так отмечают 20% респондентов. С коррупцией дело еще хуже обстоит. Больше 35% респондентов полагают, что ситуация с коррупцией стала хуже. Права человека – то же самое: 30% процентов говорят, что стало хуже", - рассказывает социолог Евгений Копатько.
Рекордная девальвация национальной валюты. Предприятия, даже стратегические Южмаш и завод Антонова, закрываются. Людей увольняют или отправляют в неоплачиваемые отпуска. Без новых кредитов МВФ - страна на пороге дефолта. Условия новых займов - непосильны для большинства населения. Зарплаты и пенсии заморожены, а цены на газ и коммунальные услуги выросли в разы. Экономический кризис, по данным социологов, затронул более 90% украинцев.
"Если год назад соотношение национальной валюты гривны к доллару был 1 к 8 то теперь уже 1 к почти 30. Относительно минимальных пенсий - в эквиваленте спад в три раза. Идет возрастание тарифов на ЖКХ на газ для населения, в первую очередь для населения. Это все естественным образом сказывается на социальной ситуации в стране, которая остается очень напряженной и которая идет к тому, что никто не удивится, если в очередной раз появится Майдан-три на территории Украины", - говорит политолог Денис Денисов.
В новой Раде депутатами стали командиры карательных батальонов, нанятых украинскими олигархами. По словам политологов, во власти зреет раскол, который может привести к очередному перевороту.
"Противоречия внутри киевской власти и поиски ответственного за все возможные поражения они привели к тому, что условия для государственного переворота сложились еще в октябре месяце прошлого года. И то, что он до сих пор не произошел, это частично ошибка Соединенных Штатов, которые рассчитывали, что им удастся дожать Россию и поэтому в прошлом году прилагали определенные усилия к стабилизации ситуации в Киеве. А частично - это просто непонимание рядом киевских политиков, что уже можно. По-моему, сейчас они дозрели до этого понимания, поэтому в принципе государственный переворот может произойти в любой момент", - говорит политолог Ростислав Ищенко.
Сегодня сотруднику спецназа Андрею Федюкину в его родной Евпатории сослуживцы открыли памятник. А в Киеве вспоминать погибших активистов будут завтра.