Война и Минск — о том, какие политические ставки сделаны на встречу «нормандской четверки»
Подготовка к сегодняшнему саммиту шла очень непросто, в основном за закрытыми дверями, журналистов информировали весьма лаконично.
Встречу так называемой "нормандской четверки" в Минске уже ни один раз назвали последним шансом найти дипломатическое решение. И хоть за последнюю неделю только ленивый не заявил о том, что военного решения не может быть в принципе, украинский президент за несколько часов до переговоров все равно намекал на возможный провал, за которым снова война.
"И все вы понимаете, что от результатов саммита будет зависеть - или нам удастся остановить агрессора дипломатическим путем, или мы будем переходить в абсолютно другой режим. Могу объявить вам, что и я, и правительство, и Верховная Рада готовы к принятию решения о введении военного положения на всей территории Украины", - заявил президент Украины.
Военное положение, впрочем, автоматически закроет для Украины кредитную линию МВФ, так что, эксперты склонны считать очередное резкое заявление Порошенко попыткой усилить позиции перед встречей в Минске. И если инициаторы этой последней попытки, канцлер Германии Ангела Меркель и французский президент Франсуа Олланд, всячески избегали военной риторики, то американские друзья Украины все чаще говорят о силовом варианте.
В Конгрессе США уже заявили, что готовы выделить миллиард долларов на поставки оружия в Киев. Президент Обама пока размышляет. Сегодня он позвонил Владимиру Путину. И в этом телефонном разговоре, как заявили в Кремле, речь шла о мирном урегулировании конфликта на юго-востоке.
"Президенты России и США подчеркнули важность политического - путем диалога - разрешения внутриукраинских проблем, скорейшего прекращения кровопролития, обеспечения законных прав и интересов жителей всех без исключения регионов страны, включая юго-восток", - сообщает сайт Кремля.
Дипломатические усилия в разрешении кризиса многие уже назвали невероятными. Ангела Меркель и Франсуа Олланд успели слетать в Киев на переговоры с Петром Порошенко, затем в Москву, на встречу с Владимиром Путиным. В конце недели "нормандская четверка" лидеров общалась по телефону. И, наконец, в понедельник германский канцлер в Вашингтоне убеждала Барака Обаму не вооружать Украину. Об итогах всех этих переговоров приходилось только догадываться - никаких конкретных заявлений сделано не было.
Вот и о возможных результатах минского саммита все говорят с осторожностью, хотя источники информационных агентств намекали - просто так лидеры четырех государств встречаться бы не стали.
"С самого начала проработки этой идеи мы говорили, что хотим этот саммит провести при понимании, что он будет подготовлен, и что эксперты согласуют все необходимые вопросы. Разумеется, окончательное слово будет за лидерами. Эксперты работают, есть заметный прогресс", - отметил глава МИД РФ.
Контактная группа, в которую входят представители конфликтующих сторон, а также посредники от России и ОБСЕ, заседала накануне в Минске до позднего вечера. Комментарии, впрочем, давали лишь переговорщики от самопровозглашенных республик, да и то довольно расплывчатые.
"Результатом сегодняшней части переговоров стало то, что мы передали наш проект протокола, который включает комплекс мер как военного урегулирования, так и политического", - сообщил официальный представитель ДНР на переговорах Денис Пушилин.
"Мир невозможен без политического урегулирования. Мы это проходили в декабре месяце. В начале декабря были достигнуты определенные договоренности, основанные на соглашениях чисто военного характера. Но, как видите, практика показала, это не дало результата", - сказал официальный представитель ЛНР на переговорах Владислав Дейнего.
Встреча продолжилась же утром. Задача Контактной группы - подготовить некий документ, который в итоге, возможно, подпишут в Минске. Что в нем, эксперты вновь лишь предполагают. Вероятно, по их словам, речь пойдет об отводе тяжелых вооружений от линии разграничения - скорее всего, фактической, а не той, которая прописана в Минском плане. Кроме того, украинская сторона не раз заявляла о необходимости восстановить контроль на границе с Россией, причем довольно настойчиво.
"Безусловно, если сейчас, когда идут боевые действия, есть желание поставить на первое место вопросы восстановления контроля украинской властью над границей, на всем ее протяжении между Украиной и Россией, то на тех участках, которые контролируются ополчением, надо договариваться с ДНР и ЛНР. Это, по-моему, очевидные вещи, - заявил Сергей Лавров. - И я сильно сомневаюсь, что в разгар боевых действий, когда предпринимаются попытки сейчас со стороны украинских властей улучшить свое военное положение, видимо, в расчете на то, чтобы использовать это затем на минской встрече, я не вижу, как могут представители Луганска и Донецка согласиться на то, что контроль над границей должен быть восстановлен, установлен в качестве самого главного пункта и в качестве предварительного условия всего остального".
Главное, по словам российского министра иностранных дел, - это выполнение минских соглашений, речь в которых и об особом статусе Донбасса, и о местных выборах, и о восстановлении экономических связей с остальной Украиной. А вовсе не о блокаде и ежедневных обстрелах городов. Ответ на вопрос, возможно ли это, сейчас ждет, без преувеличения, весь мир.