В Эстонии набирает обороты скандал вокруг выставки, посвященной Холокосту
Организаторы заявили, что хотели "с юмором взглянуть на Холокост". В экспозиции - комиксы о концлагерях и шокирующие видеоинстраляции о газовых камерах. Многих посетителей такой подход шокировал - призывы закрыть выставку звучат уже в адрес первых лиц государства.
Размещенная на фоне голливудских холмов надпись "Холокост" - первое, что видят посетители при входе в зал. Выставка "Моя Польша. Вспоминая и забывая" работает всего пару дней, и за это время вызвала шквал критики как в Эстонии, так и за ее пределами.
В трех залах размещено всего восемь экспонатов, позволяющих, по мнению организаторов, посмотреть на Холокост сквозь призму юмора. Например, видеоинсталляция, снятая в газовой камере одного из самых страшных нацистских лагерей - Освенцима. Голые люди смеются и играют в салки.
Есть здесь и работа Збигнева Либеры. В Польше бывший работник психлечебницы, рок-музыкант, вдруг стал политиком-националистом и одновременно художником. На его полотне счастливые узники Освенцима улыбаются из-за колючей проволоки. Циничная авторская интерпретация страшных кадров, сделанных бойцами Красной армии, освобождавшими Освенцим. В таком стиле - почти все работы, есть даже комиксы о Холокосте. Те, кто уже успел посмотреть выставку или прочитать о ней в интернете, делятся своим мнением на форумах:
- "Это насколько же нужно иметь каменное сердце и извращённый разум, чтобы с юмором рисовать такие картины и создавать такое видео".
- "Закройте эту выставку. Это бесчеловечно. Это позор. Есть вещи в жизни, когда юмор никаким боком неуместен. Это именно тот случай".
Скандальные работы Артура Жмиевски уже запрещали в Германии. Так, видеоинсталляция под названием 80064, в которой художник уговаривает бывшего узника концлагеря, 92-летнего Йозефа Тарнаву заново вытатуировать номер, предполагалась как часть выставки, организованной к сорокалетней годовщине суда над нацистскими преступниками во Франкфурте. Но в итоге немецкие организаторы отказались включить этот фильм в проект. Почему на это пошли эстонцы - куратор выставки рассказывала, с трудом подбирая нужные слова.
"Это сложная задача - говорить об этом. Все художники, которые тут выставлены, имеют свою точку зрения, свой язык. И через их работы мы говорим об этом событии. Каждый судит работы на свой манер, кто-то критикует", - говорит куратор выставки Раэль Артель.
Такого рода творческий подход к трагедии, унесшей миллионы жизней, представители Еврейской общины в Эстонии назвали издевательским.
"Моральный шок. Для меня это неприемлемо, оскорбительно. Это недостойно такого замечательного города как Тарту. Я не узник, не пережила войну. И я вышла оттуда в слезах. Наверное, я жутко эмоциональная", - говорит глава еврейской Тартуской общины Илона Смушкина.
Выставку осудили и многие общественные организации. Среди них - центр Симона Визенталя.
"На мой взгляд, красная черта проходит там, где кто-то оскорбляет жертв Холокоста или их память. Послушайте, когда голые актёры бегают и играют в салки на фоне чего-то, напоминающего газовую камеру, о чём эти люди вообще думают? Это что, смешно?", - говорит директор Центра Симона Визенталя Эфраим Зороф.
Циничным выглядит тот факт, что спонсором выставки - как сказано в пресс-релизе - является министерство культуры Эстонии. Там комментариев не дают. Между тем, в Эстонии это уже далеко не первый случай, когда интерпретация трагических событий прошлого становится поводом для скандала. Так, в 2012 году местная отопительная фирма решила прорекламировать себя, опубликовав на сайте фото ворот в Освенцим, в печах которого были сожжены сотни тысяч человек, и надпись "Газовое отопление - гибкое, удобное и эффективное". А позже одна из эстонских газет разместила рекламу таблеток для похудения доктора Менгеле. Это имя нацистского врача, известного жестокими экспериментами над узниками. На фотографии – истощенные люди из Бухенвальда и комментарий: "В лагере не было ни одного толстого". Прислушавшись к общественному мнению, эти публикации издания быстро удалили. О закрытии выставки о Холокосте, по словам организаторов, речи пока не идет.