Зачем Киеву новые танки и гаубицы, если мирные переговоры в полном разгаре?
Настойчивая просьба Киева помочь западным оружием на фоне переговоров о срочном перемирии смотрится особо показательно. НАТО официально заявил: никаких поставок, но отдельные члены альянса могут принимать свои решения. Жестче всех отреагировали Германия и Франция: ни в коем случае. Им ответили Литва и Польша: а мы за вооружение Киева.
Порошенко даже заявил, что надеется Вашингтон, до сих пор поставлявший лишь нелетальное оружие Украине, даст и летальное. В Вашингтоне уже ответили: сначала посмотрим, чем переговоры кончатся. То есть европейцы в большинстве говорят о переговорах и экономическом воздействии, а американцы угрожают железом, поскольку через океан это сделать безопасней.
Пока весь мир обсуждает, что произойдет, если Америка начнет поставлять оружие украинской армии, в зоне конфликта на юго-востоке страны это оружие уже стреляет. Конечно, неофициально, но убойная сила от этого не меньше.
"Это - специальный снаряд 155-го калибра из самоходной артиллерийской установки М109А-1 американского производства. На этом снаряде установлен донный детонатор. При его попадании в стену здания, сооружения, он застревает в ней и ломает стену. При попадании внутрь взрывная волна и осколки уничтожают все живое", - объясняет заместитель командующего корпусом Министерства обороны ДНР Эдуард Басурин.
Осколки этих снарядов ополченцы находят в развалинах жилых домов - в эффективности такого оружия сомневаться не приходится.
"Второй экспонат - это неуправляемый артиллерийской системы калибра 75 мм, данный образец также используется артиллерийскими системами стран НАТО и не стоит на вооружении украинской армии. Это снаряд от залповых систем, которые устанавливаются на переносные реактивные системы, в основном - на автомобили. Данные системы очень широко применяются во многих конфликтах: в Сирии, Ираке, Афганистане и, как мы видим, теперь и на территории ДНР", - отмечает Эдуард Басурин.
На брошенных украинской армией позициях оружие стран НАТО находили и раньше. Но если официальные поставки пока что ограничивались сухими пайками, биноклями и приборами ночного виденья, то на этой неделе с подачи издания Wall Street Journal мир заговорил о возможности поставок так называемого летального оружия.
Киев выпрашивает современную военную технику уже не первый месяц - и вот будущий глава Пентагона открыто говорит о такой помощи, отвечая на прямой вопрос сенатора Джона Маккейна.
"Я склонен действовать именно в этом направлении. Потому что считаю, что мы должны поддержать украинцев и помочь им защитить себя. Я сейчас не могу сказать, о каком именно оружии идет речь, поскольку еще не посоветовался с нашим военным руководством или украинскими лидерами", - заявил кандидат на должность министра обороны США Эштон Картер.
Украина, впрочем, уже намекнула, что именно хотелось бы получить. Речь идет о переносном противотанковом ракетном комплексе "Джаввелин", способным уничтожить любую технику.
"Это чудо инженерии превратило пехотинца в неуловимую артиллерийскую установку. Скорость ракеты - больше тысячи километров в час, дальность поражения около 2,5 километров, а для стрельбы практически не нужна специальная подготовка - указал ракете, во что нужно попасть, нажал на спуск - и забыл", - таким образом по украинскому телевидению описывают характеристики чудо-оружия.
Белый дом в официальных заявлениях ограничивается лишь стандартным ответом: мы рассматриваем запрос украинских партнеров.
Правда, госсекретарь Джон Керри, слетавший в Киев на встречу с украинским премьером Арсением Яценюком, тоже произносит слово "оружие" и обещает скорое решение президента.
Этого оказалось вполне достаточно для европейцев, чтобы немедленно прояснить свою позицию - в пятницу на мюнхенской конференции, похоже, только об этом и говорили. Комментарии удивительно похожи - вооружать Украину здесь никто не хочет.
"Мы ясно выступаем против поставок оружия - его уже достаточно в регионе. И поставки приведут к дальнейшей эскалации, а нам нужна деэскалация", - подчеркивает министр иностранных дел Австрии Себастьян Курц.
"Сами по себе поставки оружия на Украину станут катализатором конфликта и отодвинут желаемое для нас решение конфликта еще дальше. На Украине и так слишком много оружия", - считает министр обороны Германии Урсула фон дер Лайен.
Министр обороны Германии почти повторила слова канцлера Ангелы Меркель, заявившей о том, что ее страна оружие Украине поставлять не будет. Ответ на это заявление не заставил себя ждать. Американский сенатор Джон Маккейн - явно остался недоволен.
"Я бы хотел поинтересоваться у госпожи Канцлер, сколько еще человек должно погибнуть на Украине, чтобы мы помогли им защищаться?" - сказал сенатор Джон Маккейн.
Разочарование Маккейна понять можно. Ведь еще накануне он получил из рук украинского патриарха Филарета орден святого князя Владимира и обещал помочь. Глава украинских раскольников специально приехал в Вашингтон просить оружия.
"Чтоб Соединенные Штаты Америки помогли Украине современным оружием. Дух в украинских добровольных батальонах и в нашей АТО сильный, но нам не хватает современного оружия. Почему не хватает? Не потому, что Украина не может такое оружие выпускать, а потому что она миролюбива", - заявил Филарет.
И вот делегация этой миролюбивой страны во главе с Филаретом летит в Вашингтон почему-то вместе с депутатом Верховной Рады Алексеем Гончаренко, который тоже просит оружия. Маккейн, выходит, еще один миротворец, раз хочет помочь и готов для этого использовать любую трибуну. Вот и в Мюнхене он старался, как мог.
"Утверждение, что нет военного решения этого конфликта — это, конечно, прописная истина, но оно не должно убеждать нас в том, что в решении проблемы не может быть военной составляющей. Или в том, что твердая сила никак не может сыграть роли в достижении цели", - заявил Джон Маккейн.
Впрочем, такое настойчивое стремление престарелого ястреба Маккейна дать Украине желанное оружие, многим вполне понятно - деньги на избирательную компанию сенатора ведь не с неба упали.
"Да, эта проблема не только сенатора Маккейна, то есть демократы и республиканцы – это, можно сказать, общая политика, которая исходит частично из военно-промышленного комплекса, из больших компаний, которые производят оружие и тоже финансируют избирательные компании политиков", - отмечает журналист, шеф-корреспондент американского журнала "Атлантик" Джеффри Тэйлер.
Американские компании совсем не хотят снижать производство - любая война в этом смысле только новые контракты. Впрочем, вряд ли Белый Дом готов отправить украинским друзьям оружие и технику прямо с завода. Тем более, что в Афганистане после вывода войск такого добра осталось даже слишком много. И Киев всерьез рассчитывает получить эти остатки.
"В Афганистане находится огромное количество бронетехники, противотанковых ракетных комплексов стрелкового оружия, артиллерии, реактивных систем залпового огня, и это достаточно новое по меркам современного дня оружие. Его поставки на Украину могут быть осуществлены в короткие сроки с помощью военно-транспортной авиации, в частности стратегических транспортных самолетов Си-17, и в течение буквально недели, максимум двух в арсеналах украинской армии может оказаться значительный объем американской военной техники из Афганистана", - считает главный редактор журнала "Национальная оборона", директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко.
Способность украинской армии управляться с этим современным вооружением у многих вызывает сомнения, а значит, понадобятся американские инструкторы - и такой поворот даже со всеми натяжками не назовешь антитеррористической операцией.
В Киеве, впрочем, об этом вряд ли думают. Война для одобренных Соединенными Штатами политиков уже стала единственным средством выживания.
"Сейчас Украина в общем-то не является в политическом плане суверенным государством, самостоятельным. Управление осуществляется через связку Яценюк – Турчинов, где первую роль все-таки играет Яценюк. Порошенко чуть более самостоятельная фигура. Он может быть и рад был играть более самостоятельную роль, но понимает, что если он не будет следовать в фарватере американской политики, с ним случится ровно то, что случилось с Януковичем в лучшем случае, и то, что случилось с Каддафи в худшем случае", - отмечает директор Евразийского коммуникационного центра Алексей Пилько.
При этом назвать войну войной украинские власти тоже не спешат. Ведь если объявить военное положение, никаких кредитов от МВФ страна не получит. А пока на боевые действия можно списать все неудачи правительства. И в перерывах между патриотическими заявлениями о противостоянии мифическому агрессору Арсений Яценюк будет рассказывать о тяжело идущих реформах.
Выбравшая его главным реформатором помощник Госсекретаря США Виктория Нуланд потом представит все начальству в лучшем свете, и ее, похоже, слушают.
"Насколько мы знаем, она решала, с кем американцы хотели бы иметь дело во время Майдана, и решила, что Кличко не подходит, а Яценюк подходит. И так выбрали его. Фактически она играет большую роль, чем просто советчик. Она - помощник Госсекретаря по делам Европы и Азии. Известно, что она находится на месте, где она может дать советы Госсекретарю, который может поговорить с Обамой", - отмечает журналист, шеф-корреспондент американского журнала "Атлантик" Джеффри Тэйлер.
Как получилось, что раздача печенья на Майдане оказалось достаточным опытом для определения политики целой страны - вопрос, видимо, будущих исследований, как и бесчисленные лицемерные заявления Киева о необходимости немедленно прекратить огонь, чтобы сохранить жизни мирных граждан.
Даже настойчивые просьбы продать, вернее, подарить американское оружие, оказывается, тоже во имя мира, если верить украинским политикам, с ним конфликт на Юго-Востоке закончится быстрее. Другими словами, гибель еще неизвестно скольких сотен людей кажется им вполне приемлемой.