Траурная церемония в Саудовской Аравии как повод поговорить с королем Салманом о ценах на нефть
Подорожавшая вдруг нефть вызвала много вопросов у биржевых аналитиков, ведь скачка с 48 до 53 долларов за баррель - это 6 процентов - никто не ожидал. До сих пор все киты рынка говорили в один голос: будет падать, хорошего не ждите. И всегда кивали на Саудовскую Аравию - принцы заинтересованы в том, чтобы нефть падала, и долго, ведь только так можно разорить тех, кто добывает дорогую сланцевую нефть.
Известие о смерти саудовского короля биржу ненадолго притормозило, но заявление наследника трона, принца Салмана, казалось, не сулило ничего, кроме неприятностей: добычу снижать не будем. И вдруг такой скачок. И вряд ли простое совпадение - объявление одной из крупнейших американских нефтесервисных компаний Baker Hughes о сокращении добычи и консервации 94-х вышек.
Ответ на вопрос о том, что происходит с ценой на нефть, в общем-то очевиден. Резкий рост добычи сланцевой нефти в США неминуемо вел к столь же резкому падению спроса на нефть на мировом рынке. Образовавшиеся излишки оказались невостребованными. А это значит, что для поддержания цены кто-то должен был снизить объем добычи. Все взгляды устремились на Саудовскую Аравию — именно она оказалась, пожалуй, единственной нефтедобывающей страной, которая могла бы безболезненно для себя временно поумерить свои аппетиты. Однако этого не случилось. Цены рухнули, заставив всех гадать, что же стоит за столь странным арабским упрямством.
"Игроки на рынке сейчас гадают, не является ли это признаком начала ценовой войны на нефтяном рынке. Пока трудно понять, какие цели преследует Саудовская Аравия: только ли это желание защитить свою лидирующую роль на рынке или устроить его передел? Если это защитная мера, тогда цены могут успокоиться, хотя они не пойдут вверх, но они прекратят падать. Если же Саудовская Аравия жаждет передела рынка, тогда они и дальше будут обрушивать цены", - заявил директор аналитического отдела Petrostrategies Пьер Терзиан.
Еще в марте прошлого года, накануне визита Барака Обамы в Эр-Рияд, британская Guardian выступила с предположением о возможном сговоре. "Если Запад желает ударить Путина, сможет ли Саудовская Аравия выполнить эту грязную работу?" - так называлась статья, напоминающая о том, как в 80-х американцы договорились с саудитами о резком увеличении поставок углеводородов на мировой рынок. В итоге цена на нефть, снизившись в 4,5 раза, обвалила тогда бюджет Советского Союза.
Начиная с весны, США действительно начинают экономическую войну с Россией, среди прочего, наращивая темпы добычи своей сланцевой нефти. Добавим сюда увеличившиеся поставки из Ирака и концу года, казалось бы, цель достигнута. Однако в тот самый момент, когда российский рубль наконец потерял половину своей стоимости, цена на нефть упала до такого минимума, что под угрозой уже оказалась сланцевая революция в самих Соединенных Штатах. Однако арабы продолжали упорствовать, ясно давая понять Вашингтону, где его место в играх с нефтью.
"Соединенные Штаты зависят от Саудовской Аравии, потому что политика Соединенных Штатов - это спекулятивные мировые финансы, привязанные к доллару, который является бумагой, - сказал председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль. - Нефть — это то, что придает смысл бумажкам, которые печатают в Штатах. Поэтому невозможно как-то иначе объехать Саудовскую Аравию. Она является страной, решения которой вместе с Вашингтоном определяют курс мировой политики".
С точки зрения концепции американской исключительности, ставшей в последние годы идеей фикс Барака Обамы, поведение Эр-Рияда становится все более возмутительным. Вместо того, чтобы, как и положено союзнику, слепо следовать в фарватере его сомнительных инициатив на Ближнем Востоке, саудиты затеяли здесь собственную игру, опираясь на растущие разногласия в окружении самого Обамы.
"С января 2014-го политика США на Ближнем Востоке стала совершенно непредсказуемой, так как почти каждый член администрации проводит здесь собственную политику, не считаясь с тем, что делают другие. Это, с одной стороны, во многом объясняет то, что война в Сирии затянулась на весь 2014 год без какой-либо причины. С другой, привело к очень негативным последствиям для авторитета США и их влияния в этом регионе", - отмечает журналист Тьерри Мейсан.
Именно саудиты в результате целого ряда хорошо спланированных провокаций и правильного использования своих связей в Вашингтоне в свое время поставили Обаму перед "красной чертой", за которой он должен был начать вторжение в Сирию. Именно они, когда этого не случилось, выставили Обаму ничтожеством, предложив ему оплатить военную операцию американских войск против Дамаска. И не было случая, чтобы Эр-Рияд не указал Обаме на опасный инфантилизм его попыток договариваться с заклятым врагом саудитов — Ираном.
"Ко всему прочему Саудовская Аравия на сегодняшний момент активно торгует своей нефтью с Китаем. У нее очень хорошие отношения с Пакистаном. В том числе существует такая информация, естественно, она никем и никогда не подтвердится, что Саудовская Аравия уже заказала, и Пакистан уже произвел ядерные заряды для нужд Саудовской Аравии, - говорит публицист Анатолий Эль-Мюрид. – Считается, что если Иран объявит о начале работ именно над ядерным оружием, то саудиты немедленно истребуют из Пакистана свои боеголовки, тем самым симметрично ответят на иранскую ядерную программу".
Понятно, что такие амбиции страны, которая, с одной стороны, манипулирует ценами на нефть, а с другой, опирается на разветвленную террористическую сеть по всему миру, выходят далеко за рамки претензий на региональное лидерство. Формально сегодня союзнические отношения Вашингтона с Эр-Риядом скреплены совместной борьбой против Исламского халифата, так называемого ИГИЛ, образовавшегося на руинах Ирака. Однако до тех пор, пока до конца не выяснена роль самих Соединенных Штатов в формировании этого самого ИГИЛ, кто может поручиться в том, что в какой-то момент Саудовская Аравия не окажется с этими ребятами один на один, как это произошло совсем недавно с тем же Ираком.
"В случае успешного проекта расширения "Исламского государства" Саудовскую Аравию ждет уничтожение. Потому что понятно, что следующим большим призом, вслед за Ираком или Сирией, является ровно территория Аравийского полуострова. Более того, если бы не Египет, не поддержка египетского экспедиционного корпуса, поскольку саудовская монархия заключила стратегический союз с военным правительством в Каире, то на сегодняшний момент можно смело говорить о том, что саудовская граница с Ираком была бы уже прорвана, и Саудовское королевство уже на наших глазах рассыпалось бы на части, как точно рассыпался Ирак", - сказал президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
Вскоре после отказа США от идеи военного вторжения в Сирию газета New York Times опубликовала свою версию будущей карты так называемого большого Ближнего Востока. В материале под заголовком "Как 5 стран могли бы стать 14" регион выглядит так, словно Третья мировая война уже закончилась. По сути, здесь не оставалось ни одного государства, сохраняющего свои прежние границы. К существовавшем уже до этого и на сегодняшний день почти реализованным планам создания Большого Курдистана, раздела Ливии и Йемена на несколько частей, судя по этой вещей карте, может присоединиться и Саудовская Аравия. В соответствии с этим, пока что сбывающимся пророчеством, на ее территории должно появиться сразу 5 государств, самым крупным же станет Ваххабистан. При этом характерно то, что границы Ирана в обозримом будущем остаются неизменными.