Обстрел остановки общественного транспорта в Донецке обсуждают в ООН и Госдепе США
Эхо вчерашних событий в Донецке отозвалось по всему миру. Обстрел остановки (по сути, массовое убийство мирных граждан) осудили крупнейшие международные организации. Экстренно собрался Совбез ООН. Резолюция: провести тщательное беспристрастное расследование. Ранее это заявили в ОБСЕ.
О том же, правда, как всегда, со своей точки зрения, говорили в американском Госдепе. Все надеются на то, что после этого случая активизируются дипломатические усилия по решению конфликта в Донбассе. Но последние сигналы из Киева пока этим ожиданиям не соответствуют.
Проект заявления по обстрелу остановки в Донецке был подготовлен Российской Федерацией. В документе, одобренном Совбезом ООН, выражается соболезнования семьям погибших и подчеркивается необходимость проведения объективного расследования.
"Члены Совета Безопасности ООН самым решительным образом осудили убийство 15 и ранения более 20 гражданских лиц, в том числе женщин и детей, в результате обстрела остановки общественного транспорта в Донецке 22 января", - говорится в докладе Специальной наблюдательной миссии ОБСЕ на Украине 22 января 2015 года.
О необходимости расследования говорят и в Госдепе США, впрочем, заявления Джен Псаки, по мнению ряда обозревателей, пора учиться читать что называется между строк.
"Вы постоянно говорите, что Украина имеет право защищать себя. Считаете ли вы, что подобные действия - обстрел остановки - этому соответствует?" - задал вопрос журналист "Ассошиэйтед Пресс" Мэт Ли.
"Я не собираюсь спекулировать на эту тему, Мэт, У нас нет по этому поводу конкретной информации. Конечно, если речь о смерти невинных граждан, мы осуждаем это, где бы подобное не случилось - на Украине или где-то еще", - заявила Джен Псаки.
"Это понятно. Но вы осуждаете ополченцев за такие вещи без полноценного расследования", - отметил Мэт Ли.
"Ну, уже было несколько инцидентов, когда мы видели, что случилось на самом деле. Так что в целом с их стороны больше насилия", - считает глава Госдепа США.
"Может, это и так, я не знаю, но складывается ощущение, что когда украинские власти причастны к обстрелам и бомбардировкам гражданских целей, вы говорите: "Давайте проведем расследование". А когда речь идет об инцидентах, где, по-вашему, виноваты ополченцы, следует немедленное осуждение", - отметил журналист.
"Не думаю, что происходит именно так. Бывают случаи, когда совершенно ясно, кто несет ответственность. В данном же случае мы имеем дело с ситуацией, когда необходимо расследование", - подчеркнула Джен Псаки.
Между тем, новый кровавый виток противостояния в Донбассе, считают наблюдатели, начался после приказа Порошенко любой ценой вернуть контроль над донецким аэропортом откуда до последнего времени украинские войска вели обстрелы города. Солдат, засевших в аэропорту, киевская пропаганда представляла некими чуть ли не бессмертными "киборгами". Восемь гробов с их телами власти ДНР накануне передали украинской стороне. Священник, проводивший обряд отпевания, отступил от церковных канонов, чтобы обратиться к пленным.
"Что же вы делаете? Вы же православные! Прозрейте - перестаньте нас убивать", - сказал он.
Украинские власти официально потерю аэропорта до сих пор не признали. Настолько сильным получился удар по самолюбию Киева. На совещании с представителями силовых структур Петр Порошенко заявил: украинские военные отразили все атаки и вышли победителями.
"Мы скоординировали, подтянули резервы. По всей линии фронта мы крепко держим позиции, несмотря на то, что интенсивность обстрелов в десять раз превышала то, что было до начала интенсивной фазы боевых действий", - заявил Петр Порошенко.
Наблюдатели отмечают, что не случаен и визит в Киев высокопоставленного американского генерала Бена Ходжеса. Видимо, дела на фронте настолько плохи, что без консультаций не обойтись, сделали выводы эксперты. Ходжес посетил военный госпиталь и вручил раненым военным подарки - жетоны с изображением знака сухопутных войск США в Европе, по его словам, за высокие достижения и прекрасную подготовку.
Хотя из рассказа 24-летнего солдата, которого дома ждут двое детей, было понятно, что на обучение ему был отведен всего лишь месяц, после чего его бросили в самое пекло.
"Нам дали приказ стрелять в определенную точку из БМП, но она не сработала. Тогда дали приказ открыть огонь танку. Танк ответил, что у него нет давления для выстрела. Мне повезло, что мой товарищ, гранатометчик, которому просто разнесло череп, упал на меня", - рассказал украинский военнослужащий.
В ДНР считают, что небывалые по масштабу обстрелы Донецка — это попытка украинских военных отыграться за поражения на фронте на мирных жителях. Гуманитарная ситуация в городе выглядит все более плачевно. ОБСЕ отмечает: социально-экономическая блокада Донбасса обстановку только усугубляет. А разве не это и было целью украинских властей? Наказать жителей Донбасса, поголовно записанных Киевом в террористы. И не лукавил ли глава украинского МИД Павел Климкин, когда на недавней встрече "нормандской четверки" в Берлине выступал за отвод тяжелого оружия от линии боевого соприкосновения? Его, кстати, российские дипломаты накануне уличили в, мягко сказать, недостоверном освещении переговоров на своей страничке в Интернете.
МИД: "Всем, кто читает Твиттер П.Климкина: на дезинформацию ни в коем случае не поддавайтесь!"
Возмущение российского МИД вызвал пассаж Климкина о руководителях ДНР и ЛНР.
Павел Климкин: "Договорились, что трехсторонняя группа соберётся обсудить отведение вооружений. Мы настаивали, и Россия обещала привести туда Захарченко и Плотницкого".
МИД РФ: "П.Климкин пытается через Твиттер распространять дезу. Предложение развести тяжелые вооружения – российское. Оно в Берлине было поддержано. Возможно, П.Климкин запамятовал или заблудился в своих фантазиях насчет некоего обещания России куда-то привезти лидеров ДНР и ЛНР".
Российский МИД не оставил без внимания и сравнение Климкина переговоров в Берлине с битвой при Бородино —мол никто не проиграл но и не выиграл.
МИД РФ: "Насчет того, что в Берлине было "Бородино", – это он пусть обсуждает с А.Яценюком и Г.Схетыной – главными спецами по историческим параллелям".
Глава польского МИД Гжегож Схетына получил это ироничное определение от российских коллег за свои слова, что узников Освенцима освободили украинцы, потому что это был Первый Украинский фронт.