Министр иностранных дел Польши заявил, что Освенцим освободили украинцы
Вопросы по другому поводу сегодня есть к одному из европейских политиков. Глава МИД Польши сделал заявление, которое шокировало многих, как уже говорят, то ли невежеством, то ли цинизмом. Гжегож Схетына в радиоэфире сказал, что, по его мнению, лагерь смерти Освенцим в январе 1945 года освобождали не советские, а украинские войска.
Это начиналось как обычное интервью с министром иностранных дел. С Гжегожем Схетыной говорили о санкциях, о минских соглашениях, о польской помощи Киеву. Но потом речь зашла о годовщине освобождения Освенцима: 70-летний юбилей будут отмечать 27 января. Приглашены высокие гости из-за рубежа, но не из России. В этой связи ведущий цитирует статью польского политика Корнелия Моравецкого. Отметим особо, в социалистической Польше Моравецкий был ярым антикоммунистом.
"Никакие политические разногласия, говорится в статье, не могут извинить того, что мы не пригласили российского Президента. Россия — наследница Советского Союза, и как бы то ни было, это Красная Армия открыла ворота Освенцима", - сказал ведущий.
"Это был Первый украинский фронт, там были украинские солдаты в тот январский день, и они открывали ворота лагеря и освобождали заключенных", - ответил глава МИД Польши Гжегож Схетына.
Ну вот опять. И можно десять раз объяснять, что 1-й Украинский фронт был назван не по национальному, а по географическому признаку, и что никакого государства Украина в 1945 году не существовало вовсе. Но дело в том, что Схетына-то по образованию — историк и сам, по идее, должен это знать. Поэтому вопрос только один: что это — вопиющее невежество или вопиющий цинизм?
Ведь по сути министр повторяет ту же чушь, что минувшей осенью вызвала скандал в Сербии. Накануне 70-летия освобождения Белграда американский посол Кирби глубокомысленно рассуждал, зачем было приглашать на юбилей российского Президента: "Еще неизвестно, приедет ли Путин, а если приедет, то зачем? Из-за празднования годовщины освобождения Белграда? Но Белград освободила 3-я украинская армия, как часть Красной Армии".
Российский Президент приехал, и сербы сделали все, чтобы сгладить острые углы, но любителей по-новому взглянуть на общеизвестные факты, как видно, становится больше. Украинский фронт, украинская армия — какая разница?
Вот и премьер Яценюк отличился в эфире немецкого АРД, на смеси украинского с английским объявив о вторжении СССР в Германию.
Настораживает еще вот что: ни Яценюка тогда, ни польского министра теперь даже не попытались поправить интервьюеры. То ли выполняя некий заказ, то ли просто плохо понимая, о чем идет речь. Яценюка одернул лишь президент Чехии Милош Земан.
Поставить на место Варшаву пытаются журналисты из немецкой "Юнге вельт", а с ними многие ученые и политики, включая известную своей критикой официального Берлина Сару Вагенкнехт, депутата от левых. Со страниц газеты они призывают покончить с искажением истории в угоду сиюминутному политическому расчету:
"Спустя семь десятилетий после победы над фашизмом, стоившей Советскому Союзу немыслимых жертв, ненависть к России вновь приобретает чудовищный масштаб. Уму непостижимо — не пригласить на памятные мероприятия в Освенциме представителя страны, чья армия принесла свободу выжившим на этой фабрике смерти. Историю переписывают подлейшим образом. Тем более шокирует тот факт, что в то же самое время на церемонию приглашены высокопоставленные представители Германии".
Авторы также напомнили, что 27 января — это еще и международный день памяти жертв холокоста, а еврейские организации — в частности, центр Симона Визенталя, которые крайне неодобрительно отозвались о решении польских властей не приглашать российского Президента. А наш постпред при ООН Виталий Чуркин был вынужден преподать урок истории своему польскому коллеге прямо на конференции в штаб-квартире Объединенных Наций.
"Он назывался "Первый Украинский фронт", потому что он освободил Украину от нацистов до того, как с боями дошел до Польши. Как и все другие части Красной Армии, он был многонациональным и состоял из русских, украинцев, белорусов, грузин, армян, азербайджанцев, представителей народов Центральной Азии и многих других. Пожалуйста, объясните это своему министру иностранных дел", - сказал постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин.
В российском МИД также напомнили, что до ноября 1943-го Первый Украинский фронт назывался Воронежским, а еще раньше – Брянским. Донесли ли этот ликбез до адресата — неизвестно. На официальном уровне глава польского МИД пока не столь разговорчив, как в радиоэфире. Комментариев и разъяснений не последовало.
На заявление министра иностранных дел Польши отреагировал российский МИД. Там отметили: "Трудно заподозрить госслужащего такого уровня в безграмотности. Дело, видимо, в другом - в антироссийской истерии, доходящей до неуважения к памяти тех, кто не пожалел жизни для освобождения Европы", - подчеркнули в МИД.