Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
18 января 2015, 21:48

Страны Европы после терактов во Франции повышают уровень террористической угрозы

Террористы в Бельгии, предупреждение об опасности в Германии - там спецслужбы говорят о возможных терактах на вокзалах Берлина и Дрездена. И уже сейчас, когда во Франции пороховой дым рассеялся, оказалось, что больше вопросов, чем ответов к тому, как государство готово защищать своих граждан и свои принципы.

Что делают спецслужбы, чтобы свободу, равенство и братство сберечь от тех, у кого в словаре таких слов не значится? Ведь агрессии радикалов невозможно противостоять лишь маршами солидарности и плакатами "Я – Шарли".

Насколько готовы европейские спецслужбы к проверке простой истиной? Ведь у терроризма нет ни национальности, ни вероисповедания, какими бы знаменами он ни прикрывался, и любое проявление слабости в борьбе с ним смерти подобно.

Военный патруль у Эйфелевой башни настолько не соответствует привычным открыточным кадрам, что многие уже задумались о том, не изменится ли этот вид навсегда. Два теракта с разницей всего в один день - обычное дело где-нибудь в Афганистане, но точно не в центре Европы. По крайней мере, до сих пор.

Страны Евросоюза одна за другой повышают уровень террористической угрозы, пытаясь заполнить пробелы в системе безопасности и понять, где ошиблись.

Операция по освобождению заложников из захваченного магазина кошерных продуктов у Венсенских ворот в Париже вовсе не напоминала кадры из голливудских блокбастеров. Впрочем, эксперты говорят, что это не было похоже даже на учебное видео спецслужб. Хаотичное движение полицейских, которые не вполне знали, куда бежать, вряд ли можно считать высоким профессионализмом, как и штурм здания типографии, в котором скрывались братья Куаши, расстрелявшие редакцию журнала "Charlie Hebdo".

"Это вообще полный идиотизм. Идет трансляция по телевизору. Если две группы террористов скоординировано должны были что-то делать, тот, кто в супермаркете был, он по-моему по личному телефону мог посмотреть, что делается и что готовится к его входу", - комментирует кадры штурма бывший руководитель израильской спецслужбы "Натив" Яков Кедми.

Бывший глава израильской разведки Яков Кедми задается вопросом, нашли бы французские спецслужбы братьев Куаши, не забудь один из них удостоверение личности в брошенной машине? Слова "повезло" в борьбе с террористами вообще не бывает. Поэтому представить нечто подобное в Израиле вряд ли возможно.

"Разведывательная работа спецслужб, в особенности службы безопасности, никогда бы не дала этим людям беспрепятственно бесконтрольно двигаться по территории страны. Они все бы были под наблюдением с самого начала. У нас участие в ИГИЛе - то есть, несколько израильских арабов пытались это сделать, вернулись - все в тюрьме. Это преступление", - говорит Яков Кедми.

Во Франции все иначе. Исламист Амеди Кулибали выкладывает в сеть видеобращение, присягая на верность боевикам ИГИЛ, и обещает устраивать теракты. Он убивает сотрудницу полиции, а потом четырех заложников в магазине. Его предполагаемая сообщница Хаят Бумедьен, между тем, спокойно проходит паспортный контроль в Турции, прилетев туда из Испании. Сейчас она уже на территории Сирии, подконтрольной террористам. Турецкие полицейские лишь разводят руками.

"Франция не передавала нам запрос по Хаят Бумедьен. Наши спецслужбы не были поставлены в известность, вот в чем проблема. Мы подтверждаем, что она попала в Турцию из Мадрида", - сказал глава МВД Турции Эфкан Ала.

В последние месяцы только ленивый не назвал Турцию транзитным коридором для радикальных исламистов с европейскими паспортами. И уж тем более не стоит забывать, что коридор работает в двух направлениях. Поэтому так популярные сейчас в Европе разговоры о спящих террористических ячейках внутри стран, по словам экспертов, несколько устарели.

"Какие же это ячейки, когда у вас минимум тысяч восемь джихадистов-профессионалов, террористов, прошедших современную военную подготовку, прошедших военную практику, которая является идеальным экзаменом на соответствие теории, реальным возможностям работы в боевых условиях, вернулись в Европу из Ирака и Сирии, и сегодня они есть во всех странах", - напоминает президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.

Тихая Бельгия вдруг оказалась одной из них. Не успели местные газеты написать о том, что автоматы незадолго до теракта в Париже братья Куаши купили в окрестностях Брюсселя, как по стране прокатилась волна арестов. Спецоперация со стрельбой жителям сонных городков показалась чем-то невероятным. А в полиции заявили о предотвращении крупного теракта - до атаки радикальных исламистов оставалось несколько часов.

"Целью операции было уничтожение террористической ячейки. В ходе расследования нам удалось выяснить, что подозреваемые планировали серию убийств полицейских и нападение на полицейские участки. Во время обыска мы обнаружили большое количество оружия, средства связи и полицейскую форму", - сообщил журналистам представитель федеральной прокуратуры Бельгии Эрик ван дер Зипт.

Спецслужбы предупреждают о высокой вероятности терактов в Германии, Великобритании и Нидерландах. Вдруг оказалось, что террористы повсюду. И все больше европейцев понимают, что для борьбы с ними полицейских облав в этнических районах уже маловато. И задаются вопросом - значит ли это, что знаменитая толерантность ради безопасности может отойти, как минимум, на второй план. Европейские лидеры уже заявляют о необходимости ужесточения контроля.

Британский премьер Кэмерон заговорил о новом законе, который не позволит террористам скрывать свои планы от спецслужб.

"Я, как премьер-министр, сделаю все, чтобы обеспечить полноту этого законопроекта, в котором будет точно предусмотрено, чтобы у террористов не было свободного и безопасного пространства для общения между собой. Простыми словами это значит, что у нас должен быть доступ к этим коммуникационным данным, пользуются ли люди стационарными или мобильными телефонами, или более современными интернет-средствами", - заявил британский премьер.

Если говорить еще более простыми словами, то под запрет могут попасть популярные мобильные приложения, использующие шифрование данных - вроде WhatsApp или I-messenger. Либо коды придется раскрыть. Британские граждане к такой узаконенной слежке даже ради безопасности оказались не готовы.

"Нет, я не думаю, что это цена, которую мы платим, определенно нет. Я бы не жертвовал правом на частную жизнь. Они просто используют события, чтобы получить больше влияния, и чтобы иметь больше возможностей следить за людьми. Я не согласен с ними", - говорит один из них.

У британской службы радиоэлектронной разведки с появлением нового закона должно прибавиться забот. Впрочем, идея главы правительства только на первый взгляд кажется революционной. Для тех, кто имел отношение к работе спецслужб, это просто политическое заявление.

"Есть два способа - вы можете принять закон, согласно которому никто не сможет шифровать данные, передаваемые через интернет, и это не будет работать. Потому что если вы это сделаете, то уже не будет идти речь об услуге онлайн-банкинга, ничего нельзя будет купить на торговых интернет-площадках, потому что все данные кредитных карт будут доступны всем. Другой способ достижения поставленной Кэмероном цели - это обязать всех использовать унифицированную схему кодировки данных. А британские спецслужбы получат шифровальный ключ с тем, чтобы они могли их раскодировать. Ни одна страна не согласится на то, чтобы у британцев было эксклюзивное право на чтение переписки между ними и гражданами других стран, представителями их бизнес-сообщества, членами правительства. Такого не будет никогда", - говорит эксперт по вопросам безопасности, бывший сотрудник контрразведки США Боб Эйрс.

Куда важнее сомнительных политических заявлений, по словам Боба Эйрса, совсем другое. Только открытые данные расследования уже показали слишком тесные связи между европейскими террористами. А значит, кто-то координирует их действия. Ответа на вопрос, кто именно, похоже, пока нет ни у одной разведки в мире.

Читайте также: