Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
17 января 2015, 21:06

Со дня крушения малайзийского «Боинга» прошло полгода

Сегодня заместитель главы мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине Александр Хуг заявил - поисковые работы на месте падения малазийского Боинга продолжаются, и делается всё, что бы обеспечить доступ голландской поисковой команды к обломкам самолета.

Со дня трагедии прошло ровно полгода, но до сих пор не названы реальные виновники гибели пассажиров и экипажа "Боинга", сбитого в небе под Донецком. Когда 17 июля самолет упал, сразу - не получив ни одного доказательства, ни одного факта, ни одной экспертизы - западные политики обвинили во всем Россию.

Полгода - совсем в никуда. Обломки собраны, тела опознаны. Даже расшифровка данных бортовых самописцев показала: причина катастрофы малайзийского "Боинга" - "декомпрессия в результате мощного взрыва", который повредил обшивку извне. Но ничего, что хоть как-то объясняло бы случившееся, даже спустя 6 месяцев после трагедии мир так и не узнал.

"Никто ни в Украине, ни в среде ее кураторов за пределами не заинтересован в установлении истины, если будет доказано, что "Боинг" по ошибке или сознательно сбила украинская сторона, то придется признавать эту молодую украинскую демократию террористической, опасной для жизни Европы и мира", - говорит политический обозреватель Владимир Скачко.

По одной из версий, "Боинг" был сбит другим, военным, самолетом - ракетой класса "воздух-воздух. По другой - пассажирский лайнер подбили с земли зенитной ракетой "Бук". И вот как раз в истории с зениткой стороны украинского конфликта - военные и ополченцы Донбасса - обвиняют друг друга.

Вина на Украине лежит в любом случае - ЧП произошло над ее территорией. Стреляли только по "Боингу", но самолет был не единственной мишенью в этой операции, уверены политологи.

"Это было выгодно очень Киеву, Западным странам, потому что общественность Европейских стран, частично Америки, на тот момент не верило в агрессивные замыслы России, но когда произошло падение самолета, сразу же атака на общественное мнение, что это сделали русские, или ополченцы с подачи русских, и тогда общественное мнение начало меняться", - считает директор Российского института стратегических исследований Леонид Решетников.

Россию стали считать врагом, о выяснении причин трагедии стали забывать. То голландская комиссия предлагала уничтожить обломки лайнера вместо их сбора и анализа, то украинские военные обстреливали место катастрофы, препятствуя работе там экспертов и следователей. Патологоанатомы и без черных ящиков могут прояснить, кто стрелял и из чего. Но почему-то до сих пор не сделали этого.

"Обломки самолета и извлеченные из тел жертв поражающие элементы могут однозначно сказать, каким видом оружия это было сделано. Поражающие элементы класса ракеты Р-60 можно легко отличить от элементов "Бука", уже через 3-4 недели комиссия могла объявить вид оружия", - отмечает военный эксперт, главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко.

Заговор молчания. Украина, Бельгия, Нидерланды и Австралия вообще договорились о неразглашении какой-либо информации без согласия сторон. Мнение Малайзии по этому вопросу даже не спрашивали - Куала-Лумпур подключили к расследованию катастрофы только лишь через 4 месяца. Сами малайзицы связывали это со своей нейтральной политической позицией и нежеланием обвинять кого-либо до результатов расследования.

"Если в самом начале был достигнут эффект, сразу обвинили Россию, сразу поставили в условия, что она должна оправдываться, теперь, когда становится все больше фактов, несмотря на сопротивление СМИ, официальных структур Европы, США, все больше становится ясно, что вина здесь, скорее, лежит на украинской стороне, тем больше стремление затормозить процесс этого понимания. То есть, пролонгировать процесс той первой фазы - наглой лжи", - говорит замдиректора Института США и Канады РАН Павел Золотарев.

Западные СМИ сообщали, что из промежуточного отчета комиссии почему-то исчезла информация о частичном закрытии воздушного пространства Украины из-за сбитого накануне крушения Боинга военного самолета АН-26.

Нидерланды вроде бы предупреждала сама Украина - но прекращать полеты гражданских судов в опасной зоне по требованию Евроконтроля при этом не стала.

США заявляли, что передали Нидерландам и экспертам информацию, доказывающую вину ополченцев, но эти данные не были обнародованы. Широко же анонсируемый доклад Пентагона о сбитом лайнере проводился в итоге в закрытом режиме. Какой-либо информации о причастности к сбитому Боингу России Соединенных Штатов не оказалось.

"Высокопоставленные чиновники американской разведки заявили во вторник, что Россия ответственна за создание условий, которые привели к тому, что был сбит малайзийский самолет. Но они не предоставили никаких доказательств прямого участия российского Правительства. Представители разведки были осторожны в своих оценках, отметив, что у США нет прямых доказательств того, что установка, из которой сбили пассажирский самолет, была доставлена из России", - написало агентство.

Равно как не было подкреплено никакими документами заявление президента Порошенко о том, что у экспертов есть снимок момента запуска ракеты "возду-воздух".

"Согласно полученным предварительным результатам обстрел производился с территории, подконтрольной пророссийскими террористами. Ракетная установка земля-воздух была доставлена из России и у нас есть спутниковый снимок этой ракетной установки", - сказал Порошенко.

Исчерпывающий объем информации обнародовало российское Минобороны.

Средства объективного контроля накануне падения "Боинга" в районе катастрофы зафиксировали работу украинской станции обнаружения целей "Купол", и украинских же зенитных комплексов "Бук", один из которых был в состоянии полной боевой готовности.

"На снимке хорошо видна самоходная огневая установка с повернутой пусковой установкой, около 60 единиц различной военной и специальной техники, укрытия для техники и другие технические сооружения", - говорит начальник главного оперативного генерального штаба вооруженных сил РФ Андрей Картополов.

Кроме того, российские средства контроля зафиксировали и полет украинского штурмовика.

Источник "Комсомольской правды", предположительно, техник авиабазы под Днепропетровском, откуда украинские самолеты вылетали бомбить Луганск и Донецк, рассказал, что в день катастрофы в небо поднимались 3 самолета Су-25, на одном из которых были установлены ракеты класса "воздух-воздух". Пилотирующий этот штурмовик капитан Волошин, рассказал источник газеты, вернулся на базу испуганным и без боекомплекта.

Следователи просто не берут во внимание показания этого человека, как и свидетельства очевидцев трагедии - жителей Грабово и соседних деревень. Многие из них говорят о присутствии в районе падения пассажирского лайнера самолетов вооруженных сил Украины.
Пролить свет на историю "Боинга" могли бы переговоры украинских авиадиспетчеров с экипажем разбившегося лайнера. Но в предварительных выводах комиссии по расследованию о них нет и речи.

"Виноват Вашингтон или нет, но именно он извлек из этого выгоду. Самолет был сбит, и это послужило интересам США в демонизации российского правительства, что в свою очередь помогло разрушить отношения между Россией и Европой. Это в свою очередь помогло США вернуть Европу на свою орбиту. Пока не будет результатов расследования катастрофы, мы не узнаем, кто несет ответственность. Только знаем, кто не несет ответственность - очевидно, это не Россия и не ополченцы", - говорит политолог Пол Крейг Робертс.

Некоторых родственников погибших такой подход не устраивает. Они обвиняют и украинские, и голландские власти в необъективности. Европейский суд по правам человека тем временем принял к рассмотрению первый и, как ожидается, не последний иск от родных погибшего пассажира "Боинга", которые обвиняют Украину в "убийстве путем бездействия".

 

Читайте также: