Сегодня отмечается 70-я годовщина освобождения Варшавы от гитлеровских захватчиков
17 января 1945 в город вошла Красная Армия. Бои на улицах шли всего несколько часов, и уже спустя два дня по центру - парадным строем прошли советские и польские солдаты. Но цена победы была высокой - десятки тысяч погибших. Но дальше - открылась дорога на Берлин.
Хотя бы раз в неделю пан Юзеф Собачинский обязательно гуляет по берегу Вислы. С этой стороны - рассказывает ветеран - в Варшаву пришли советские освободители. В 1939 году, когда немецкие войска оккупировали Польшу, Юзефу было 15 лет.
Всю войну он прожил в Варшаве. Помнит как голодали, как вздрагивали по ночам при любом шуме, как немцы расстреляли родного брата, как стал партизаном и сам однажды чуть не попал под расстрел. И как ровно 70 лет назад не мог поверить, увидев на улице родного города красноармейца.
"Идет молодой советский солдат и кричит: немцы есть? Мы говорим: "нет!". А на улицах везде тишина такая. Это была первая ночь, когда мы спали спокойно", - рассказывает ветеран Юзеф Собачинский.
В 8 часов утра 17 января 4-й пехотный полк второй дивизии Яна Роткевича первым ворвался на улицы Варшавы. Уже через пару часов он был в центре города, на самой большой варшавской улице - Маршалковской. К концу дня практически весь город был освобожден от немецких захватчиков.
Старый город, по которому сейчас не спеша прогуливаются туристы, на самом деле не такой уж и старый - его заново отстроили после войны.
6-минутный фильм польского режиссера Дамиана Неонова "Город Руин" смонтирован на основе сотен фотографий Варшавы, сделанных в 1945 году с воздуха.
Пан Червински говорит, что обязан жизнью советскому офицеру по фамилии Томка. Его, 15-летнего подростка, рвавшегося в бой, освобождать родной город, Томка перед форсированием Вислы перевел из роты минометчиков в штаб.
"Я говорю: тут мои друзья, хочу остаться с ними. Томка: пойдешь в штаб, может быть, переживешь войну", - вспоминает командор войска польского Юзеф Червински.
Вся минометная рота в итоге погибла. В боях за освобождение Варшавы свои жизни отдали больше двадцати тысяч красноармейцев - точное количество до сих пор не известно.
"Они погибли, чтобы мы жили. Тысячи советских солдат освобождали польскую землю. Мы обязаны об этом помнить, знать правду", - говорит председатель Совета ветеранов Народного Войска Польского Роман Орловский.
Как рассказывают ветераны, в день освобождения город был практически пуст. По некоторым данным, если в довоенной Варшаве проживало больше миллиона человек, то к январю 1945 года оставалось около тысячи. Сотни тысяч евреев были отправлены в концлагеря, погибли от голода и болезней или были уничтожены в Варшавском гетто.
Стены музея - словно летопись воспоминаний. О том, что думали, чувствовали, о чем боялись говорить вслух. Вот, например, - из дневника 14-летнего Адама: "Ночами много читаю, завидуя героям своих романов, потому что они жили в другие времена". По этому мосту евреи из одной части гетто переходили в другую. А под мостом ходил трамвай, на котором люди ежедневно ездили на работу.
"Это символический вид из окна трамвая, который ходил мимо гетто и возил поляков и немцев. Вот улицы, полные народа. А это вид варшавского гетто. Это была словно граница между двумя мирами, польским и еврейским", - рассказывает историк Ханна Венгжынек.
Висло-одерскую операцию называют стратегической: после Варшавы советские войска довольно быстро освободили Краков, Лодзь и вышли на дальние подступы к Берлину. А на освобожденной польской территории начали восстанавливать национальные администрации.
Накануне ветеранов в Варшаве поздравили представители российского посольства. Со сцены небольшого зала для освободителей звучали слова благодарности и любимые военные песни.