Террористы, напавшие на «Charlie Hebdo» и супермаркет, уничтожены, разыскиваются их сообщники
Шествие в Париже, посвященное памяти погибших от терактов, будут охранять 5,5 тысяч полицейских и направленные им в помощь военнослужащие. Они несут службу в условиях максимального уровня террористической опасности. За трое суток в Париже погибли 17 человек. Их убийцы уничтожены, но остается вопрос, где их предполагаемая сообщница.
Уровень террористической угрозы во Франции снижать не будут. Экстренное заседание силовых министров, прошедшее утром в Елисейском дворце, лишь подтвердило опасения.
"Мы поддерживаем максимальный уровень террористической угрозы. Бдительность будет ключевым фактором в действиях правительства на месяцы вперед", - заявил глава министерства внутренних дел Франции Бернар Казнев.
На глазах сотен журналистов из магазина кошерных продуктов у Венсенских ворот выносят тела погибших – такова развязка теракта, который парализовал большую часть французской столицы. Сценарий штурма был стандартным - отвлечь, по возможности оглушить преступника, затем начинать действовать. Сперва - разрывы свето-шумовых гранат, бойцы пытаются зайти внутрь. В этот момент из дверей пытается выбежать человек, это и есть террорист; полиция открывает огонь на поражение.
На входе начинается давка. Навстречу спецназу бегут обезумевшие заложники. Женщины, мужчина с ребенком на руках, одновременно бойцы пытаются оттащить своих раненых. Их минимум двое. Это значит, что террорист, 32-летний Амеди Кулибали, перед тем, как его застрелили, успел открыть ответный огонь.
У террориста были два автомата и взрывчатка. О его профессиональной боевой подготовке говорит и тот факт, что за несколько часов, пока он удерживал заложников, Кулибали расставил в магазине 15 растяжек с гранатами. Он явно готовился к полицейскому штурму и не собирался вести переговоры.
Впрочем, как выяснилось, большую часть заложников спасли не полицейские, а сотрудник супермаркета Лассана Батили. Когда Кулибали ворвался в магазин, он спрятал многих посетителей в отключенной холодильной камере. Батили, темнокожего мусульманина, Кулибали не тронул.
"Я побежал к холодильной камере, открыл дверь. Завел людей - среди них был двухлетний ребенок - отключил охлаждение и свет", - рассказывает Лассан Батили.
А вот что рассказывает одна из заложниц Кулибали. Женщина не хочет показывать свое лицо.
"Он напугал нас. Сказал – "у меня в сумке взрывчатка, я не боюсь умереть, это лучше, чем 40 лет тюрьмы за захват заложников". Мы поняли, что он действительно собрался умереть. Одна женщина попыталась выхватить у него оружие, но он выстрелил ей прямо в голову и убил на месте. Я видела еще несколько тел, он начал стрелять прямо с порога", - рассказывает она.
Итог операции — 17 заложников освобождены, четверо убиты. Гибель заложников, разумеется, вызвала вопросы - все ли правильно сделали силы правопорядка при штурме? Прокурор Парижа Франсуа Молен мгновенно отверг все домыслы об ошибках полиции.
"Амеди Кулибали позвонил на телевидение и сказал, я его цитирую: "Я убил четверых". Пока у нас нет результатов вскрытия, но, исходя из этого, можно полагать, что ни один заложник не был убит полицейскими", - заявил он.
Штурм передавали в прямом эфире, и теперь думают, стоило ли это делать, ведь террорист, скорее всего, видел передвижение полицейских на экране. Полиция собирается поговорить об этом с журналистами.
Кулибали звонил в редакцию информационного канала BFM-TV, утверждал, что действует от лица группировки "Исламское государство", требовал, чтобы Франция прекратила операции против боевиков.
Звонил террорист и своим знакомым - призывал к оружию. Также выяснилось, что он и братья Куаши, расстрелявшие сотрудников сатирического журнала "Charlie Hebdo", действовали сообща. Именно от рук Кулибали двумя днями ранее погибла сотрудница полиции в парижском районе Монруж. Своими атаками он хотел запутать поиски, отвлечь внимание полиции.
Кадры от первого лица. Вчерашний штурм типографии в Данмартене, где укрывались братья Куаши. Снимают сами бойцы спецназа. Для штурма они использовали специальные механизированные платформы, чтобы проникнуть в здание.
Куаши были ликвидированы, у них обнаружили целый арсенал - десяток автоматов, гранатомет, один из братьев имел при себе взведенную гранату. Гражданский, оказавшийся с ними в одном здании, не пострадал.
Это был 26-летний сотрудник типографии Лилиан. Сначала думали, что он заложник, потом выяснилось, что преступники его просто не заметили. Лилиан прятался в тумбе под раковиной в столовой. Ему удалось с помощью телефонных смс сообщить полиции подробный план офиса, объяснить, где находятся братья Куаши, передать их переговоры. Молодой человек цел и невредим, но в шоке, вместо него на вопросы журналистов отвечает его отец.
"Сейчас все хорошо, спасибо полиции, они сделали все, что нужно и помогли нам. Спасибо, с моим сыном все хорошо, пожалуйста, оставьте нас, мы не можем сейчас давать комментарии, нам нужно успокоиться", - сказал он.
Куаши тоже связывались с журналистами BFM-TV. Один из них, Шериф, рассказал, как несколько лет назад по приказу главарей Аль-Каиды проходил подготовку в Йемене. Деньгами его снабжал Анвар Авлаки, убитый в 2011-м преемник самого Бен Ладена. Авлаки считался идеологическим лидером террористов Аравийского полуострова, активно распространял свои идеи через интернет, вербуя сторонников в Европе и Америке.
Полицию интересуют и показания жены Шерифа - та, как выяснилось, была хорошо знакома с подругой Кулибали, 26-летней Хаят Бумеддьен, француженкой алжирского происхождения. Сначала сыщики предполагали, что она могла участвовать в захвате супермаркета, но скрылась в суматохе штурма. Однако позже пришли сообщения из Турции - 8 января Хаят уехала через эту страну в Сирию.
Обстановку всеобщей неразберихи подогрели сообщения о самоубийстве комиссара, который вел расследование нападения на редакцию "Charlie Hebdo". Он застрелился из табельного оружия в своем кабинете. Отчего - неизвестно.
На место драмы у Венсенских ворот сегодня приносят цветы. "Мы часто приходили за покупками в этот магазин, знали там многих... Знали тех, кто так же, как мы, приходил за покупками каждый день. Какой ужас, как тяжело. Ночью спать не могу. Когда, наконец, мы будем жить в мире?" - плачет пожилая парижанка.
"Исламисты ездят в Сирию и Ирак, а потом возвращаются к нам во Францию. Такое ощущение, что нужно по 30 полицейских приставить к каждому из них! Мы же не можем позволить себе приставить 30 тысяч полицейских к тысяче человек! Если эти исламисты так хотят ездить в Сирию, пусть бы в Сирии они и оставались!" - возмущен другой житель Парижа.
Шквал общественной критики обрушился на французские спецслужбы. Их промахи и проколы уже признал премьер-министр Мануэль Вальс. Ранее ливанская газета "Ас-Сафир" сообщила, что спецслужбы Ливии и других арабских стран предупреждали французских коллег о готовящихся терактах, но реакции не последовало.