7 человек задержаны во Франции по подозрению к причастности к нападению на редакцию «Шарли Эбдо»
Новое происшествие в столице Франции, которое, после крупнейшей за полвека террористической атаки накануне, этим утром накалило и без того нервозную обстановку. Стрельба на окраине Парижа. Мужчина (судя по всему, выходец из Алжира) открывает огонь из автоматического оружия. Ранен полицейский. Мировые телеканалы ведут прямую трансляцию.
Но позже выясняется - этот случай никак не связан с масштабной полицейской операцией, которую развернули для того, чтобы найти нападавших на сатирический еженедельник "Шарли Эбдо". Жертвами той атаки стали 12 человек, еще 11 ранены. В Елисейском дворце президент страны провёл экстренное заседание. На поимку террористов брошены все силы полиции и спецслужб. И уже есть первые результаты.
Итогом ночной операции французских сил антитеррора стало задержание семерых подозреваемых. Это уже подтвердили в Министерстве внутренних дел. Правда, пока не уточнили имена. Пресса долго гадала, есть ли в числе задержанных те, кого больше всего хотят поймать: братья Шериф и Саид Куаши. Выйти на них помогла оплошность, которую допустил Саид. Он то ли забыл, то ли выронил удостоверение личности в машине, на которой преступники совершили нападение и которую затем бросили в городе.
Выяснилось, что фамилия Куаши очень хорошо известна спецслужбам. Так, Шерифа в 2008-м приговорили к трем годам тюрьмы: он входил в подпольную исламистскую группировку, вербовавшую французских граждан на войну в Ирак и Сирию. И, кстати, именно из Сирии оба брата вернулись незадолго до того, как было совершено нападение на редакцию "Шарли Эбдо". И вот уже утром власти признались, что главных подозреваемых пока не поймали.
"Мы ищем двоих подозреваемых, предположительно двоих. Провели ряд арестов этой ночью, задерживаем тех, кто может помочь нам вывести на след преступников", - сообщил премьер Франции Мануэль Вальс.
Третьим в списке был 18-летний Хамид Мурад. Как стало известно, накануне вечером сам пришел в полицию. Но не с повинной, а чтобы предъявить алиби: на момент совершения нападения он был в школе, о том, что его подозревают, узнал из соцсетей. Это подтвердили и его знакомые. Но, насколько известно, молодого человека оставили под стражей.
Мурад из Реймса — этот город стал одним из эпицентров ночной спецоперации, которую журналисты окрестили было штурмом. Позже полиция поправила: не штурм, а обыск. О результатах неизвестно — то ли сохраняют в тайне в интересах следствия, то ли просто ничего не нашли.
Тем временем в Париже по секундам восстанавливают детали происшедшей накануне трагедии. Как это часто бывает в подобных критических ситуациях, показания свидетелей разнятся.
"В 11:30 утром черный автомобиль появился у здания редакции. Из него вышли два человека, одетые в черное, в масках и с автоматами. Они спросили двоих людей, стоявших у входа в помещение, здесь ли располагается редакция. Получив ответ, сразу же открыли по ним огонь и убили одного из них", - сообщил прокурор Парижа Франсуа Молен.
Есть также сведения, что вначале преступники ошиблись домом и попытались войти в соседнее здание, и только потом нашли редакцию. Устроив бойню на проходной, дальше убийцы уже не сомневались в выборе пути. Где в "Шарли Эбдо" проходит редакционная летучка, они, видимо, хорошо знали.
"Они поднялись на 2-й этаж и направились к помещению, где находились сотрудники редакции. Открыли огонь очередями, на месте погибли 10 человек, 8 из которых - журналисты, один полицейский-телохранитель и один гость. По словам одного из уцелевших, стрелявшие кричали "Аллах Акбар" и сказали, что это месть за оскорбление пророка", - сообщил прокурор Парижа Франсуа Молен.
Но есть и другие свидетельства: якобы террористы не стреляли во всех без разбора, а заставляли журналистов представляться - и убивали тех, кто был им нужен. В любом случае, безусловно, знали, на кого они охотятся.
"После убийства преступники сразу же покинули здание и скрылись на черном автомобиле, который ждал их на улице. Затем на пути у них оказался полицейский патруль, завязалась перестрелка, жертв не было. Потому злоумышленники еще раз столкнулись с патрулем, снова обошлось без жертв, но в третий раз в перестрелке один из полицейских 11-го округа был убит", - сообщил прокурор Парижа Франсуа Молен.
Франция погружается в трехдневный траур. Отменены увеселительные мероприятия. На всех государственных зданиях приспущены флаги. Президент Олланд выступил со специальным телеобращением к нации.
"Свобода всегда будет сильнее, чем варварство. Франция всегда побеждала своих врагов, когда мы могли сплотиться благодаря своим ценностям. Единство, единство всех и каждого должно быть нашим ответом. Давайте объединимся и ответим на этот вызов, и мы победим", - заявил Олланд.
Некоторые эксперты и политики в самой Франции говорят, что проблема системная: власти страны порой боятся признать, что радикальный ислам сковал умы многих в Европе.
"Это нападение должно дать свободу слова в вопросе исламского фундаментализма. Мы не должны молчать. И мы должны сказать, что произошло. Мы не должны бояться слова: это - террористический акт, совершенный во имя радикального исламизма. Отрицание и лицемерие неуместны. Абсолютный отказ от исламского фундаментализма должен быть громко провозглашен", - заявила председатель партии "Национальный фронт" Марин Ле Пен.
Впрочем, много и тех, кто считает, что своими оскорбительными для мусульман карикатурами пророка Мухаммеда журналисты "Шарли" перегнули палку. Но все равно ответ террористов шокирует. "Мы Шарли", - скандируют тысячи французов по все стране: в Париже, Марселе, Лионе, Тулузе, Бордо и Нанте. Траурные митинги в память о жертвах самого крупного во Франции теракта последних десятилетий собрали больше 100 тысяч человек.
"Мы здесь, чтобы защитить нашу свободу, демократию и Францию. Мы живем в стране, где все религии, все культуры, все цвета едины", - говорит Эммануэль.
"Я считаю, что произошла катастрофа. Я скорблю о людях, которые погибли за свои идеи. Это преступление, к сожалению, даже не объяснить", - сказал Патрик.
Журналисты парижских СМИ уже выразили согласие помочь с выходом очередного номеров журнала "Шарли Эбдо". Изданию, потерявшему практически весь руководящий состав и лучших сотрудников, потребуется материальная и творческая поддержка. Среди собравшийся звучали призывы оказать посильную финансовую помощь или хотя бы в знак солидарности оформить подписку.