В США — новая волна массовых протестов против полицейского произвола
В Нью-Йорке тысячи человек собрались проститься с офицером полиции Рафаэлем Рамосом - неделю назад его застрелил преступник, называвший себя "народным мстителем". На траурную церемонию пришли не только сослуживцы убитого, но и простые горожане, шеф нью-йоркской полиции и бывший мэр Рудольф Джулиани.
Выразить свою солидарность приехали сотни полицейских из других штатов - одна из авиакомпаний даже предоставила всем желающим возможность бесплатного перелета. Рамос - и его напарник - погибли 20 сентября; убивший их Исмаил Бринсли застрелился. Но до этого он объявил, что убийство офицеров - это месть за темнокожих, ставших жертвами полиции. Острейший социальный конфликт выводит людей на улицы и провоцирует массовые беспорядки.
"У нас нет свободы", "Положите конец полицейскому государству". В Калифорнии и Миссури протесты против чрезмерного применения полицией силы не прекращаются даже несмотря на рождественские каникулы.
"Мы не должны давать полиции время расслабиться. Расовая дискриминация и насилие со стороны государства происходят каждый день", - говорит один из протестующих.
Повод для акции протеста - очередное убийство, совершенное полицейским. Жертва - 18-летний черный парень. Причем, произошло это буквально по соседству с городком Фергюсон, где белый офицер полиции застрелил безоружного афроамериканца Майкла Брауна, с чего в США и началась общенациональная волна выступлений. Полиция манеру поведения не меняет: в Кливленде застрелен 12-летний черный мальчик, в Финиксе - афроамериканец, емкость с таблетками в кармане у которого полицейский принял за пистолет, а в Нью-Йорке большое жюри не предъявило ни одного обвинения белому полицейскому, задушившему во время задержания чернокожего Эрика Гарнера, отца шестерых детей. В результате стали появляться "народные мстители". Именно так называл себя в социальных сетях Исмаил Бринсли, застреливший в Бруклине во вторник днем двоих полицейских прямо в патрульной машине.
"Сразу же бросается в глаза его злость в отношении правительства. Есть фотография, где он сжигает флаг, есть фото, где он ругается с полицией. Он упоминает Майкла Брауна и Эрика Гарнера. В его сообщениях много отчаяния и злости", - отмечает глава службы детективов полиции Нью-Йорка Роберт Бойс.
И есть основания полагать, что это - только начало. Два полицейских участка в Нью-Йорке - 79 и 81 - под охраной. Осведомитель сообщил, что уличная банда из Балтимора под названием "Черные партизаны" готовит нападения на эти отделы.
Обострение отношений между белыми полицейскими и разными этническими группами было предсказуемо, считают американские журналисты. Правоохранительный аппарат все больше превращается в репрессивный. При этом государство пытается не только сохранить маску демократии, но и учить порядку других.
Даже после таких разоблачений, как доклад о пытках, применяемых в ЦРУ.
Мэтт Ли: Вы призываете к ответственности за нарушение прав человека в других странах. Но как теперь вы будете это делать? Вас же могут на смех поднять!
Джен Псаки: Мы готовы сравнить нашу ситуацию с ситуацией где-либо еще. И думаю, что это уникальное происшествие для страны - опубликовать подобный доклад, обнародование которого мы поддержали. Документ указывает на то, что подобные методы допроса противоречили ценностям нашей нации, принесли колоссальный ущерб.
Мэтт Ли: Вы регулярно возмущаетесь с этой трибуны, а посольства за рубежом вам вторят, когда различные правительства не привлекают к ответственности людей, которые, по вашему мнению, сделали что-то плохое. И коли вы считаете, что этот доклад указывает на нечто неприемлемое, как вы рассчитываете продолжать подобную риторику, если никто по факту не привлечен к ответственности здесь, у нас на родине?
Чтобы все-таки хоть как-то сбить напряжение в обществе, полицейских теперь хотят обязать носить во время дежурства мини-видеокамеры. В Техасе, такая система уже действует. В Далласе трое мужчин-полицейских задержали девушку. Что изначально она нарушила, не сообщается, но теперь ее уже точно ждет суд и, возможно реальный тюремный срок: когда ей заламывали руки, она поцарапала полицейского.
Но куда больший скандал вызвала запись из Лос-Анджелеса. Там во время вечеринки бывших полицейских спели песню про Майкла Брауна. Того самого. Убитого в Фергюсоне. В тексте, мягко говоря, ни тени сочувствия к погибшему.
Были ли в том зале действующие полицейские? Ответ на этот вопрос должно дать служебное расследование. А полиция Фергюсона тем временем пытается выяснить, не сотрудник ли сидел за рулем автомобиля, который минувшей ночью протаранил самодельный мемориал на месте убийства Майкла Брауна.