Рассекреченный доклад об американских тюрьмах поверг в шок и союзников США, и противников
Посольства США по всему миру предупреждены о возможных нападениях, газеты Нового Света вышли на неделе с заголовками "Позор Америке". Все из-за представленного Сенату отчета о том, чем были заняты спецслужбы после 11 сентября.
480-ти рассекреченных страниц, одной десятой доклада хватило, чтобы повергнуть и союзников Америки, и весь остальной мир в шок. Там - рассказ о том, как в секретных тюрьмах по всему миру пытали подозреваемых в терроризме.
Одни, проходя через этот ад, умирали без суда и следствия, другие оказывались непричастными, третьи - давали устаревшую информацию. Не меньше шокировал вывод доклада - пытки просто признаны неэффективным методом сбора информации. Дорого, долго, результат не гарантирован. Почему каждый второй американец считает, что пытать граждан других государств ЦРУ может, если это поможет делу мира.
"Более жестоко, чем мы думали", - слова председателя сенатского комитета по делам разведки Дайаны Файнстайн предполагают, что старый секрет Полишинеля еще может удивить. На деле это скорей напоминание о том, что старались забыть о тайных тюрьмах ЦРУ и так называемых "расширенных методах допроса" - это такой эвфемизм, придуманный, чтобы легализовать пытки.
"Действия ЦРУ десятилетней давности запятнали нашу репутацию и нашу историю. 500 страниц доклада, конечно, не смоют это пятно, но они должны показать миру, что Америка умеет признавать свои ошибки. Даже если абстрагироваться от моральной стороны вопроса, наше исследование показало, что силовые методы допросов не принесли успеха, не позволили добыть жизненно важную информацию", - отмечает председатель комитета Сената США по делам разведки Дайана Файнстайн.
За 8 лет президентства Буша-младшего через секретные тюрьмы ЦРУ в Европе и Азии, через допросы с пристрастием и издевательства прошли более ста пленников. Это то, что известно. Многие улики агенты ЦРУ уничтожили еще до расследования.
"Применялись комбинированные техники допроса: заключенным наносили удары, били о стену, часто к этому добавляли лишение сна и одежды. Наши данные не подтверждают версию представителей ЦРУ, что первые допросы они проводили без угроз. Применялись техники утопления, причинявшие физический вред. Заключенных лишали сна более чем на 180 часов", - говорится в докладе.
Публикации доклада предшествовала трехсторонняя баталия между Файнстайн, ЦРУ и Белым Домом. В Лэнгли были категорически против огласки, в администрации президента — вроде бы за, но с оговорками. Именно эти оговорки превратили изначальные шесть тысяч страниц документа в 500. Вымарывались имена и псевдонимы сотрудников ЦРУ, упоминания о странах, где размещались тюрьмы. Публикацию затягивали, намекая: сейчас не время. Словом, Обама сделал все, чтобы и грехи прошлой администрации признать, и ненароком не наказать никого.
"Президент Обама отказался от расследования, сказав: "Мы смотрим вперед, не назад". Он решил двигаться дальше. То есть, никакой перспективы наказания виновных, и это опасный прецедент. Обама мог сказать: "Нет, это беззаконие, это нельзя так оставить", но он предпочел просто забыть о прошлом", - отмечает исполнительный директор Human Rights Watch Кеннет Рот.
В Human Rights Watch забыть не согласны, требуют привлечь виновных к суду. Amnisty International призывает арестовать самого Буша-младшего, с чем уже два месяца безуспешно обращается к лидерам всех стран, куда ездит экс-президент, от Канады до Танзании. Вялая реакция Вашингтона, привыкшего стучать кулаком по столу, когда права человека нарушает кто-то другой, стала предметом очередной занимательной дискуссии между Джен Псаки и Мэттом Ли.
Мэтт Ли, корреспондент Associated Press: "Вы регулярно возмущаетесь с этой трибуны, а посольства за рубежом вам вторят, когда различные правительства не привлекают к ответственности людей, которые, по вашему мнению, сделали что-то плохое. И коль вы считаете, что этот доклад указывает на нечто неприемлемое, как вы рассчитываете продолжать подобную риторику, если никто по факту не привлечен к ответственности здесь, у нас на родине?"
Джен Псаки, официальный представитель Госдепартамента США: "Ну, Мэтт, я думаю, что мы хотим указать на то, что мы открыты и честны в своих ошибках. Мы на них учимся и меняемся".
Мэтт Ли: "Да, но вы поддерживали трибуналы по военным преступлениям и подобные вещи в других странах. Смысл же того, что вы поддерживаете, должен заключаться в том, чтобы привлекать к ответственности людей и наказывать их за преступления. Вы говорите, что люди совершали страшные поступки, которые противоречат ценностям США, но в то же время заявляете, что не готовы привлечь их к ответственности".
Джен Псаки: "Я бы посоветовала вам поговорить на этот счет с Министерством юстиции. Мне нечего добавить от имени Госдепартамента".
Мэтт Ли: "Значит, получается, что в итоге вы собираетесь себя вести по-отечески, что-то вроде: "Делай, как я говорю, а не как я поступаю".
Тюрьмы в Европе, колючая проволока, шлагбаумы и т.д. Что можно Юпитеру, того нельзя быку. Впрочем, если бык помогает Юпитеру, то можно. Белый Дом пристально следил, чтобы из сенатского доклада вычеркнули любые упоминания о конкретных странах, разместивших на своей территории секретные тюрьмы. Хотя, по логике, они давно известны. В первую очередь, наиболее удобный для США Афганистан. Скандалы с секретными тюрьмами в свое время прогремели в Литве, Румынии и Польше.
"В наше соглашение с США были включены гарантии, что люди, содержащиеся в Польше, будут рассматриваться как военнопленные в соответствии со всеми законами. У нас был договор с союзником, который представляет демократическое государство высочайших стандартов. Мы имели полное право считать, что все пройдет в соответствии с американским законом и международным правом", - говорит Александр Квасьневский, в 1995-2005 гг. президент Польши.
отмечает.
По словам Квасьневского, на днях впервые признавшего, что в Польше в годы его президентства была секретная тюрьма, помощь была не безвозмездной. Вашингтон заплатил Варшаве 15 миллионов долларов. Немного за право пытать людей подальше от глаз избирателей самой демократичной страны. Правда, Квасьневский утверждает, что когда узнал о пытках, просил Буша тюрьму закрыть.
"Когда нас просят помочь, мы вправе полагать, что действовать наши партнеры будут в соответствии с самыми высокими требованиями. Вопрос в том, был ли президент Буш введен в заблуждение своими спецслужбами", - говорит Александр Квасьневский.
Буша обманули — в США это популярная отговорка, она даже нашла отражение в сенатском докладе. А вот бывший вице-президент Чейни, тоже на днях, что называется, спалил своего бывшего шефа. Увлекся оправданием пыток: "Мы сделали то, что нужно было сделать", заодно и выложил, что Буш не только знал, но и сам обсуждал методы ведения допросов.
"Меня унизили, меня избили, накачали наркотиками и против моей воли вывезли в Афганистан. И уже там мне дали понять: ты находишься в стране, где не действуют никакие законы. Меня пять месяцев держали в заключении в невыносимых условиях, в таких, в которых люди вообще не могут существовать", - рассказывает бывший заключенный секретной тюрьмы ЦРУ Халед аль-Масри.
Это съемки восьмилетней давности. Халед аль-Масри, ливанец по происхождению, гражданин Германии. В 2003-м был похищен агентами ЦРУ при въезде в Македонию. В 2004-м его, после долгих надругательств, отпустили, признав: перепутали с однофамильцем. Масри пытался судиться в США, но Верховный суд ход делу не дал: защиту государственной тайны сочли важней претензий одного человека.
"Да ладно, проехали", - говорит Обама, но проехать не получается. И признать ошибку - не значит ее исправить. Секретные тюрьмы может быть и в прошлом, но искалеченные судьбы и ушедшие от ответственности виновники — это не прошлое. И Гуантанамо, где условия не лучше — это не прошлое. Вот уж сколько лет Обама обещает ее закрыть, но что-то никак не получается у лауреата нобелевской премии мира. Теперь он старается выхолостить и память о тюрьмах ЦРУ. Почему? Наверное, честнее всего ответил бывший замдиректора ЦРУ Майкл Моррелл.
"Вот что меня больше всего тревожит. Сотрудники ЦРУ, действовавшие по приказу президента США, делали то, что власти тогда считали законным, тогда это не называли пытками. И сейчас у этих людей выбивают почву из-под ног. Теперь они сидят и думают: а как нас еще подставят в будущем? Полагаю, так со своей разведкой не обращаются", - считает Майкл Моррелл, в 2010-2013 гг. первый заместитель директора ЦРУ.
То есть, историю с пытками спустили на тормозах, чтобы не травмировать пытавших. Разведку пощадили — она ведь еще пригодится, и все разговоры о правах человека уперлись в пресловутые "соображения национальной безопасности". Помнится, именно этими соображениями в свое время оправдывал пытки Джордж Буш-младший.