На кого опирается киевская власть, если вернувшиеся из Донбасса силовики обещают третий Майдан?
Украина балансирует на грани дефолта, так заявил на неделе МВФ. Киеву обещана помощь в 17 миллиардов евро, но 15 из них собрать не могут, фонд говорит, что сама идея помощи под угрозой срыва. Его делегация на неделе приехала в Киев.
По данным источника Financial Times, обеспокоенность настолько высока, что министр финансов Германии Шойбле позвонил в Москву и просил отсрочить выплату процентов по прошлогоднему трехмиллиардному украинскому кредиту, на что его британский коллега Осборн недоуменно заметил: "ЕС просит помощи у России, одновременно сохраняя санкции? Так не бывает".
Главной новостью с Украины на неделе было полное отсутствие новостей из Донбасса, по крайней мере о новых обстрелах и жертвах. С понедельника там был объявлен режим тишины в преддверии мирных переговоров в Минске. Сами переговоры перенеслись на неопределенный срок, но тишина, пусть хрупкая и относительная, пока сохраняется.
Обе стороны заявляют, что их обстреливают, пытаясь спровоцировать ответ, и потери есть и среди ополченцев, и среди украинских военных. Но впервые с начала кризиса среди мирных жителей потерь нет.
В Донбасс прибыл девятый гуманитарный конвой из России, с консервами и запчастями для электростанций, во многих селах Луганской области появились свет и тепло, заработали органы местной власти, включая народную милицию, собранную из самих ополченцев.
Драка фанатов украинского "Днепра" и французского "Сент-Этьена" в центре Киева, стоившая разбитых голов двум гостям украинской столицы, наверняка так и осталась бы малозаметным околофутбольным событием, если бы не комментарий советника министра внутренних дел господина Геращенко.
"Думаю, что свой зимний визит в Киев они теперь запомнят надолго. Милиция задержала двух футбольных хулиганов, граждан Украины. Думаю, что адвокаты украинских болельщиков могут использовать в качестве линии защиты тот факт, что Франция до сих пор не разъяснила мировому сообществу, будет ли она продавать "Мистрали" РФ или нет", - заявил он.
Причем тут Россия и "Мистрали" - вопрос, конечно, риторический. Впрочем, советники главы украинского МВД Аресена Авакова как будто устроили конкурс на самое оригинальное заявление. Станислав Речинский, например, поделился подробностями предстоящей реформы ведомства.
"Руководить МВД будут фактически два человека. Будет политический руководитель, то есть министр гражданский, и будет шеф полиции - человек вне политики, сугубо милицейский профессионал. Это предохранит нас в дальнейшем от кадровой чехарды при каждой очередной смене власти", - заявил советник министра внутренних дел Украины Станислав Речинский.
Обещанная Аресеном Аваковым реформа предполагает сокращение почти половины сотрудников, тех, что не пройдет процедуру люстрации. И это при том, что власти признают: количество преступлений с февраля выросло на 40%. А из зоны так называемой антитеррористической операции ее участники возвращаются почему-то с оружием.
"В принципе, несложно купить и автомат, и пистолет, и гранатометы. И вот плохая тенденция, что при совершении разбойных нападений все чаще стало использоваться автоматическое оружие, то есть если раньше это были пистолеты, имитация пистолетов, то сейчас уже, как правило, это автоматы", - отмечает советник министра внутренних дел Украины Станислав Речинский.
И вот накануне средь бела дня в центре Киева вооруженные люди врываются на лекцию бывшего заместителя председателя Нацбанка Украины Сергея Яременко. Сюда они пришли не за знаниями о банковской системе - их способ заработать - ограбить и избить всех, кто попался под руку.
Гражданин США, пытавшийся вернуть свои документы, получил пулю в живот. Милиция приехала поздно - нападавшие успели скрыться. Наряд, видимо, не слишком торопился.
Ведь обстрелянные посты ГАИ в Киеве и в Харькове, похоже, решимости в борьбе с преступностью не прибавляют. Как и свежая память о стоявших на коленях бойцах "Беркута", объявленных врагами революции просто за то, что выполняли приказ и действовали по закону.
"Раньше действия в соответствии с законом рассматривались как преступление, за которое представители милиции по этому пресловутому закону о люстрации, так сказать, вычищали из милиции, а теперь вы должны действовать по закону. В этой ситуации, безусловно, милиция находится, так сказать, в ситуации, когда легче отвернуться, видя нарушения закона, чем предпринять какие-то действия и гадать, то ли похвалят, выдадут почетную грамоту, то ли выгонят с работы, как контрреволюционный элемент", - отмечает заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин.
Вариант отвернуться милиционеры выбирают все чаще, ведь истории тех, кто отворачиваться не стал, печальны.
"Нашли человека, который выписывал штрафы так называемому Автомайдану, который в революционном раже нарушал все мыслимые и немыслимые правила уличного движения. А он их ловил и выписывал. Теперь он получил год условно, несколько тысяч штрафа и три года запрета на занятие должностей в правоохранительных органах", - сообщил главный редактор газеты "Киевский телеграфъ" Владимир Скачко.
С началом боевых действий на Юго-Востоке Украины ряды неприкосновенных пополнили еще и участники карательной операции. Правозащитники с удивлением обнаружили, что боевикам так называемой национальной гвардии вообще можно все.
"Национальная гвардия ехала на так сказать отжатых машинах. То есть были реквизированы машины у местных жителей в Луганской области. Милиция задержала эти машины, но потом по звонку из Киева и в результате административного давления их заставили эти машины обратно вернуть в нацгвардию. Хотя у них есть собственники живые собственники, кто беженцы в России, кто беженцы в Украине, но милиция отказалась это преступление расследовать", - рассказал председатель Всеукраинской комиссии по правам человека Алексей Тарасов.
Неудивительно, что при штурме областного совета в Виннице милиция особого рвения не проявила. И мусорный бак в кабинете губернатора оказался невинной шалостью. Никто не удивился и когда депутат Олег Ляшко пришел на заседание городского совета Запорожья с толпой сторонников и заставил мэра города написать заявление об отставке. Милиция сохраняла олимпийское спокойствие и никого не задержала. Ситуацию здесь теперь будет контролировать СБУ.
А в мятежную Винницу следить за порядком отправили печально известный батальон "Айдар". О преступлениях его боевиков на Юго-Востоке еще в сентябре написала правозащитная организация Amnesty International и потребовала расследования.
"Речь идет об издевательствах, о пытках и собственно, если взглянуть на текст этого брифинга, мы увидим в предисловии слова, которые были сказаны одним из офицеров этого батальона "Айдар", что вам здесь не Европа, здесь вообще никакого нет верховенства права. Здесь мы творим все, что хотим", - отметил глава представительства Amnesty International в РФ Сергей Никитин.
Если такими же методами батальон "Айдар" будет заниматься охраной порядка, реформа МВД точно запомнится надолго. Впрочем, когда силовая операция на Юго-Востоке проходит под нацистскими флагами, например, батальона "Азов", удивляться нечему. Даже лояльные Киеву европейские журналисты говорят: националистическую угрозу новые власти явно недооценивают. В своем расследовании корреспондент ВВС утверждает: влияние ультраправых на Украине только растет.
Факт остается фактом: неонацисты действительно встроены в новый политический ландшафт Украины. Один из примеров - воющий на востоке страны батальон "Азов". Он был сформирован экстремистской организацией "Патриот Украины", которая считает евреев и другие меньшинства "недочеловеками" и призывает к крестовому походу на них, а также использует нацистские символы в своей эмблеме.
А люди в милицейской форме на улицах украинских городов чувствуют себя все неуютнее. Сразу после победы революции за ними присматривали активисты так называемой самообороны Майдана, контролируя каждый шаг. Теперь половине грозит увольнение. Вопрос в том, куда они пойдут.
"Потому что это профессионалы, некоторые не удовлетворены за то, что с ними так обошлись. За то, что не дали дослужить. За то, что они выполняли свой долг. И насколько они озлоблены, и вот куда они придут, в какую группировку. Вот это тоже опасно", - считает председатель профсоюза сотрудников и ветеранов правоохранительных и силовых структур Алексей Лобарев.
На этом фоне в Верховной Раде зарегистрирован законопроект, который предполагает три года лишения свободы за призыв к сотрудникам милиции не подчиняться приказу. То есть знаменитая майдановская кричалка "Милиция с народом" может оказаться вне закона просто потому, что новые депутаты хотят уверенности в завтрашнем дне на случай, если кредит народного доверия вдруг закончится.