Донбасс: выживание под пулями и подвиг тех, благодаря кому в Донецке и пригородах ещё есть вода
В зоне конфликта не смолкают залпы. В Донецкой области под артиллерийский огонь попали специалисты ОБСЕ. Как говорится в отчете организации, автомобиль наблюдателей (помеченный, к слову, особыми опознавательными знаками) между посёлками Кирово и Шумы обстреляли, предположительно, из гранатомёта. К счастью, никто не пострадал. Чего не скажешь о мирных жителях Донбасса: за минувшие двое суток, по данным ополчения, были ранены почти два десятка человек.
На таком фоне настоящим гражданским подвигом выглядит работа коллектива Донецкой фильтровальной станции, благодаря которым областной центр всё ещё получает воду. На линии фронта, зажатые между двумя армиями, периодически прячась от бомбёжек в подвалы, они как могут останавливают приближение гуманитарной катастрофы.
Трасса в воронках от мин и снарядов. Ни одной машины. Запрета на передвижение как такого нет, но мало кто рискует. Дорога под прицелом с середины лета, пристрелян каждый участок.
Донецкая фильтровальная станция дает воду Донецку и еще нескольким городам. Проблема в том, что находится она на нейтральной полосе между постами донецкой армии и украинской.
Работы по восстановлению начались в середине октября, и то с большими проблемами. Здесь до сих пор работают в ежеминутной готовности бежать в бомбоубежище.
"Что является поводом в бомбоубежище спрятаться?" - спрашивает корреспондент.
"Вот если ляжет где-нибудь поближе по звуку, тогда будем уже убегать туда", - говорит директор предприятия "Вода Донбасса" Геннадий Балицкий.
Из четырех водоводов в город работают только два. Другие разрушены там, куда безопасно добраться для ремонта нереально: в районе аэропорта и в городке Авдеевка под Донецком, занятом украинской армией. Нам показывают объекты станции и на каждом говорят, что оборудование после повреждений удалось восстановить каким-то чудом.
"Пробит, прошит насквозь и полностью поврежден трансформатор. Мы, как смогли, его запаяли", - говорит директор предприятия "Вода Донбасса" Геннадий Балицкий.
Это лишь небольшая часть того, что попало в насосную станцию. Так или иначе, оказались повреждены все помещения. Единственное, что уцелело — это хранилище хлора. Его перепрятали, а место укрепили, как смогли.
"Контейнеры с хлором, которые здесь работают, защищены. Но, конечно, от всего не убережешься, но мы постарались максимально, так сказать. Потому что, не приведи господи попадания снаряда, беды много наделает", - говорит директор предприятия "Вода Донбасса" Геннадий Балицкий.
Работать на линии фронта согласился не каждый из старого состава станции. Но специалистов нашли, все требования к качеству воды соблюдают. И чуть ли не четверть сотрудников — женщины, хотя по ночам, как правило, приходится сидеть в убежище.
"Ночью практически находятся там. Приходят сюда, сделали анализ и опять спускаются. А днем в основном здесь. Если сильных обстрелов нет, мы находимся в лаборатории. – "Дома переживают за вас?" - Да. Мой муж каждый день ругается, куда я еду", - рассказывает заведующая лабораторией Надежда Северина.
Свою работу под огнем эти люди не считают героической и говорят о ней без всякого пафоса.
"Это долг каждого, наверное — чтобы работать, воду давать людям", - сказала лаборантка.