В Общественной палате РФ представлен доклад о преступлениях украинских силовиков на Юго-Востоке
Об украинских событиях сегодня шла речь на слушаниях в Общественной палате России. Член палаты Максим Григорьев заявил о практике пыток пленных. Утверждается, что в плен попадали и мирные жители, которые не принимали участия в боевых действиях.
Кадры первого обмена военнопленных по минскому соглашению "всех на всех". Глядя на тех, кого привезли украинские силовики, становиться понятно, что этим людям в плену пришлось нелегко. Оказавшись в безопасности, они уже не скрывали — к ним применялись пытки.
"На Лутугинском заводе сильно избивали, доставалось всем, но так как я женщина, у какого-то парня проснулась совесть, сказал, что она возраста моей мамы, и из этой мясорубки, где просто и прикладами и ногами били мужчин, меня вывели", - рассказывает Светлана Конаплева.
Светлана провела в украинском плену почти три месяца. До сих пор не понимает, за что её задержали. Женщину освободили во время одного из обменов. По этой программе на Юго-Восток домой вернулись около 200 человек. И подавляющее большинство рассказывали об ужасах пленения. Признания ста из них были задокументированы. На основе эти показаний был подготовлен доклад о военных преступлениях украинских силовиков, который сегодня представили в Общественной палате.
"Полученные нами данные позволяют однозначно говорить о том, что украинские вооруженные силы, Национальная гвардия, другие формирования Министерства внутренних дел Украины Служба безопасности Украины систематически намеренно нарушают международные конвенции и используют пытки. Масштабность и системность применения пыток позволяет говорить о том, что их использование является намеренной политикой этих структур и санкционировано их руководством", - отметил член Общественной палаты, директор некоммерческого "Фонда исследований проблем демократии" Максим Григорьев.
Методы издевательств, которые применялись украинскими военными к пленным, шокируют своей жестокостью и изощренностью.
Вот выдержка из рассказа ополченца Алексея, которого задержали в августе этого года: "Нас кувалдой били по пальцам ног, молотком по коленям били, черенками от лопат били. Ночью привязали к какой-то ограде, раздели до трусов и всю ночь обливали холодной водой".
По рассказам переживших украинское пленение, их пытали и током, и водой по так называемому методу "утопления". Людей подвешивали к потолку в наручниках, держали в ямах с трупами. Нередко ставили к стенке и имитировали расстрел, или гнали на минные поля.
"Я видел, как тракторным ковшом засыпали парня по пояс, а потом просто опустили его на него. Двух ополченцев отправили на минное поле. Один сказал: "Лучше здесь меня пристрелите". И тогда начали стрелять от пальцев ноги вверх", - рассказывает очевидец.
В докладе приводятся только имена переживших плен. Хотя их фамилии известны. Но из-за страха за судьбу родственников, многие из которых живут на подконтрольной Киеву территории, люди просили данные о себе не разглашать. В большинстве случаев пытки применялись для того, чтобы получить признательные показания. Но нередко ради забавы. Так было с Николаем Кузьминым. Его арестовали ещё до начала активных боевых действий. И четыре месяца издевались в одном из украинских СИЗО.
"Судорогой лицо сводит, язык себе весь погрыз, прямо после этого сейчас немножко стал шепелявить. Пришли там одни, тоже пьяные, там электродрель, говорит: "Давай им коленки просверлим". Начальник говорит: "Хлопцы, давайте мы их на органы сдадим". Потом Коломойскому звонили: "У нас есть два сепаратюги, вы же деньги обещали". Он говорят: "Ребята, не сходите с ума, какие деньги?" Ребра все поломали, коленные чашечки нам поотбивали, потом имитировали расстрел. Мне говорят: "Прощайся с родственниками", - рассказывает Николай Кузьмин.
Для Николая Кузьмина до сих пор загадка, почему его задержали, ведь он не был в рядах ополчения, как и многие другие, кто прошел украинский плен.
"Полученные нами средства позволяют нам однозначно сделать вывод, что большинство жертв пыток не являются ополченцами Донецкой или Луганской народных республик. Они никогда не держали в руках оружие. Большинство этих людей схвачено по совершенно абсурдным обвинениям", - отметил член Общественной палаты, директор некоммерческого "Фонда исследований проблем демократии" Максим Григорьев.
Собранное в аналитическом докладе будет опубликовано отдельной брошюрой и переведено на несколько языков. Выдержки также напечатают и в Белой Книге российского Министерства иностранных дел. В этом издании публикуются примеры нарушения прав человека на Украине. Собранные материалы, уверены в Общественной палате, пригодятся и пострадавшим для обращения в международные суды, чтобы такие чудовищные нарушения не остались ненаказанными.