Александр Захарченко рассказал, как и на что новая власть будет восстанавливать ДНР и ЛНР
По другую от Майдана сторону фронта, в самопровозглашенных республиках, просто пытаются выжить. По словам экспертов ООН, Донбасс сегодня существует лишь за счет гуманитарной помощи - своих сил мало, а экономические связи разрушены.
Сегодня в Донбасс прибыл седьмой гуманитарный конвой из России. В нем - продукты, медикаменты и обогреватели, ведь зима уже на пороге.
Новая власть выбрана, но как и на что она будет восстанавливать донбасские республики. И что это за республики, ведь строить их собираются практически с чистого листа.
Тимур Сиразиев: "Ваша биография известна. И в ней не так много пунктов и нет ни одного из тех, который есть у глав государств. И наверняка учиться приходится на ходу. Вот нет ощущения, что каких-то знаний, навыков не хватает?"
Александр Захарченко: "Ощущение полного провала знаний и навыков. Почему? Потому что тот комплекс вопросов, который приходится рассматривать, они подразумевают определенное образование, разнопрофильное. Так как физически невозможно получить разноплановое образование в течение жизни, я никогда не думал стать главой государства, поэтому учиться приходится сейчас. Очень сложный период, именно становление и нового кабинета министров, нового Верховного Совета, боевые действия здесь. Война занимает очень много времени".
Тимур Сиразиев: "А ситуация в Донбассе изменилась?"
Александр Захарченко: "Ну, мы стали более уверенные, более, наверное, умелые. То есть в военном отношении у нас ситуация поменялась кардинально. В экономическом плане ситуация, конечно, намного сложнее. Сильно завязаны мы с экономикой Украины, поэтому на сегодняшний момент все сложно. Сложно просто делить, понимать какие предприятия могут работать, какие не могут работать".
Тимур Сиразиев: "Вам свое будущее доверили огромное количество людей. Вот что вы отвечаете на самый главный вопрос, который волнует людей, когда весь этот кошмар закончится?"
Александр Захарченко: "Ой, Господи, вы знаете, это вопрос, который волнует не только большое количество людей, он в первую очередь волнует меня. То есть свет в конце тоннеля он уже виден, но кошмар будет продолжаться, наверное, все-таки какое-то определенное количество времени будет. Но задача, не то что чаяния, наши желания они были, и мы знали, на что мы шли на самом деле".
Тимур Сиразиев: "Вы были ранены, недавно попали под обстрел. Да, и понятно, что в этой ситуации может произойти все что угодно. Поэтому прямой вопрос: у вас есть план Б, уже решили вопрос с преемником?"
Александр Захарченко: "Вы знаете, на самом деле насчет преемника, план Б не решал, но скажу честно, я решаю другой вопрос. Я хочу, чтобы, неважно буду ли я жив, смогу я продолжать свою работу в должности главы государства, или не смогу, но я хочу сделать тот фундамент, чтобы кто бы не заступил на этот пост, он был обязан и не мог ничего изменить в плане поменять политику государства. Это социальная справедливость, мы должны жить по справедливости. Мы - справедливое государство. И заложить нужно камни вот этого фундамента, надо закладывать сейчас. Если я все это сделаю правильно, то вот это рельсы, они должны идти в одном направлении".
Тимур Сиразиев: "Назовите, пожалуйста, основные условия, которые должны быть выполнены, чтобы здесь настал мир?"
Александр Захарченко: "Ну, вы знаете, основное условие, это единственное условие, чтобы территория Донецкой народной республики совпадала с бывшей территорией Донецкой области. Тут ради этого люди воюют. То, в каких границах мы находимся, нас абсолютно не устраивает".
Тимур Сиразиев: "Понятно, что инфраструктура сильно пострадала. Много разрушений. Вот как бы вы оценили масштаб разрушений, сколько денег нужно, чтобы восстановить все это?"
Александр Захарченко: "Ну, вы знаете, на самом деле это очень сложный вопрос, по одной простой причине. Каждый день у нас проходят какие-то разрушения, поэтому ежедневно что-то меняется. Ну, вы были вообще в районе аэропорта?"
Тимур Сиразиев: "Да, и в Спартаке был".
Александр Захарченко: "И в Спартаке были. Ну, вот как можно оценить то, что сегодня еще стоит целым, а завтра уже будет разрушено?"
Тимур Сиразиев: "Но все равно вы же ведете подсчет?"
Александр Захарченко: "Уже миллиарды долларов. Вот сейчас в Песках идет бой. То есть и стреляют по Куйбышевскому району, стреляют по жилым кварталам. Ежедневно что-то частично восстанавливается. Где-то что-то получается восстановить быстрее. Где-то вообще не получается, потому что постоянно стреляют. То есть даже не начинаем там восстанавливать, потому что бессмысленно восстановить то, что через полчаса может быть разрушено.
Мы едем в ДК имени Петровского. Там находятся люди, потерявшие жилье, живут прямо в ДК. Я был перед выборами и разговаривал с ними. Гуманитарную строительную помощь привозили. Вот еду посмотреть, как, что сделали, что не сделали. Самое главное отопление. И здесь людям будет тепло. Потому что здесь очень холодно. Перебит газопровод. На следующей неделе закончим восстановление газа в вашем районе. Вам проще. В аэропорту там вообще нереально восстановить. Там факел горит уже третий месяц, не можем погасить никак.
С 15 числа начинается выплата матерям-одиночкам по потере кормильца. Если вы не в списках, если вас не внесли, добивайтесь. Идите дальше. Идите к начальнику исполкома, начальник исполкома Петровского, идите в город, в горисполком. Идите туда на прием там другой отдел. Те, кто грубит по поводу гуманитарной помощи, я вам сразу скажу: бейте в лоб, не стесняйтесь. Скажите, ничего личного, от Захарченко привет, пускай потом ко мне приедут, я с ними сам поговорю".
Тимур Сиразиев: "Вот вы чувствуете настроение людей, как оно меняется?"
Александр Захарченко: "Знаете, вот обидно то, что это вина, наверное, исполнительной власти на местах, которые не дают людям просто почувствовать, что за них думают. И вот когда ты с ними начинаешь разговаривать, ну, тоже это хамство, тоже отфутболивание, ну, еду сейчас злой, как десять чертей. Кто-то сегодня будет хвоста накручен сильно очень".
Тимур Сиразиев: "Кого-то уволят?"
Александр Захарченко: "Нет, вряд ли уволят. Но получат по шапке многие".
Тимур Сиразиев: "Вот вы человек дела, у вас есть план и все-таки вы ставите перед собой какую-то цель, выполнив которую вы скажите: "Да, я свою задачу выполнил".
Александр Захарченко: "Тут работы на столетия. Это должно быть примером для всех остальных, понимаете, чтобы смотрели, как мы живем, как мы боремся, как мы трудимся, и как мы свою страну строим сами. Люди, которые смотрят там и смотрят, что тут происходит, должны понимать, что тут со всеми тяжестями, горестями и проблемами живется лучше, чем живется там".