Эксперты из Нидерландов внезапно отложили вывоз обломков с места крушения малазийского «Боинга»
В руководстве самопровозглашённой Донецкой народной республики говорят, что специалистов вдруг перестал устраивать документ, подписанный ими же накануне. И, кроме того, есть информация, что вывозить хотят не всё.
Машины с голландскими номерами выезжают из Донецка. Следом журналисты со всего мира. К вывозу фрагментов разбившегося "Боинга" все готово: МЧС Донецкой Республики выделило сотрудников и технику, 6 грузовых вагонов уже рядом с местом катастрофы. Внедорожники останавливаются у обломков. Приходят местные жители. Передают найденные документы одного из погибших.
"Тут собирали все, флажки ставили, показывали, что лежит. Не все собрали", - рассказывает местный житель.
Однако техники нет. Вывоз обломков так и не начался. Власти ДНР заявили, что буквально перед выездом представители Голландии изменили документ, который сами же подписали накануне. В нем было сказано, что Нидерланды забирают обломки у ДНР. Сегодня такая формулировка не устроила голландцев. В новой редакции упоминания Республики уже нет.
"Они уже не так быстро спешат, пытаются выторговать в этих переговорах по максимуму для себя выгодную формулировку. Потому что принять нас как сторону для диалога - по факту это является признанием ДНР", - говорит врио министра транспорта ДНР Семен Кузьменко.
И снова согласования и переговоры. Вывоз обломков откладывается на неопределенный срок. А это, по мнению независимых экспертов, может сильно повлиять на ход расследования. Прежде всего, нужно собрать фрагменты и выложить их в виде самолета. Эта процедура помогает установить масштаб и характер разрушений. Представители Голландии намерены это сделать лишь на родине. Обычно это делается в первую очередь С момента катастрофы уже прошло 4 месяца. И все это время обломки лежат в чистом поле. Они разбросаны на площади в полторы тысячи гектаров.
Носовая часть самолета упала вдали от остальных обломков. Личные вещи, обшивка корпус лайнера - все превратилось в одну большую груду металла. Часть обшивки в отверстиях, дырах. Судя по всему, это и были поражающие элементы. Такие дырки здесь повсюду.
Район, по словам местных жителей, украинские силовики обстреливали из тяжелых орудий. Возможно, на обломках есть следы и этих выстрелов. Кроме того, сюда же приносили и те фрагменты, которые находили в других местах. Их просто складывали вместе. Все это может серьезно повлиять на окончательные выводы следствия. Кроме того представители Голландии заявили, что планируют вывести не все обломки самолета, а лишь часть из них. Какие - сказано не было.
"Это тоже свидетельствует о том, что они подгоняют эти фрагменты под выработанную уже концепцию, которую они выработали, согласовали со всеми так называемыми заинтересованными сторонами", - считает военный обозреватель ИТАР-ТАСС Виктор Литовкин.
Опасения экспертов вызывает и намерение представителей Голландии разрезать крупные фрагменты самолета, чтобы их было удобнее вывозить.
"Это не совсем нормальная практика. На самом деле мы знаем, что есть транспортные средства, которые позволяют крупногабаритные грузы перевозить. Я имею в виду, например, большегрузные самолеты. То есть это все какие-то отговорки", - говорит главный редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский.
Расследование ведут Нидерланды под эгидой международной организации гражданской авиации. Однако на месте работают только представители голландского совета безопасности. Других экспертов в Донбассе нет. Ранее власти Малайзии заявляли, что чувствуют себя отстраненными от расследования, несмотря на то, что имеют право участвовать в нем: самолет принадлежал именно этой стране, среди погибших 44 гражданина Малайзии.
"Они заинтересованы в очень тщательном расследовании. Мало того, что вчерашняя встреча Президента РФ с малайзийским премьером как раз акцентировала на этом внимание, что и наша сторона, и сторона малайзийская заинтересована в строгом компетентном расследовании причин этой катастрофы", - говорит председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета при Ространснадзоре Олег Смирнов.
Когда были найдены черные ящики, представители Малайзии приезжали в Донецк. Они сотрудничали с властями ДНР, и никаких разногласий не возникало. Военные эксперты этой страны выдвинули свою версию случившегося: "Боинг" был сбит ракетой воздух-воздух.
"Военные специалисты отмечают, что на фотографиях обломков самолета есть повреждения различных типов. Фюзеляж испещрен как отверстиями рваного характера, скорее всего, от осколков разорвавшейся ракеты, так и круглыми отверстиями, похожими на следы выстрелов из авиационной пушки. Эксперты сравнивают боеголовки ракет, которые используются на установках "Бук-М1", и боеголовки ракет Р-60 класса "воздух-воздух". По их мнению, малайзийский лайнер сбила именно ракета "воздух-воздух", - пишет "New stratis times".
Существуют и другие версии. В частности, глава СБУ Украины проговорился в интервью местному телеканалу, в сентябре он заявил, что "Боинг" сбит ракетой, выпущенной комплексом "Бук-М". Такие модернизированные комплексы стоят на вооружение украинской армии. Но чтобы сделать окончательные выводы необходимо тщательно исследовать обломки. Чем позже это будет сделано, тем меньше шансов установить истинную причину катастрофы.