Судя по настроению Киева, на Юго-Востоке полномасштабная война может вспыхнуть с новой силой
Указом президента Порошенко отменен закон об особом статусе Донбасса. Киев заявляет, что это - ответ на проведенные в ЛНР и ДНР выборы. Это был ключевой пункт мирных минских договоренностей, пусть достаточно формальное, но поле для диалога.
Теперь Киев уверяет, что взамен будет разработан новый закон. Но пока на лентах агентств лишь сообщения о передвижении войск, усилении украинской группировки под Мариуполем, обстрелах Луганска и Донецка. И заявления Яценюка о том, что ни гривны социальных выплат Донбасс не получит, пока не одумается, вперемешку с обвинениями в адрес Москвы в дестабилизации обстановки и запугивании европейских инвесторов.
На неделе ему оппонировал уже даже Жозе Мануэль Баррозу, покидая пост во главе Еврокомиссии, где проработал 10 лет, еврочиновник решил расставить точки над и: "Россия всегда была против вступления Украины в НАТО. Но Путин говорил несколько раз, и это информация не из вторых рук, что он не имеет принципиальных возражений против членства Украины в Евросоюзе".
Едва завершился подсчет голосов после выборов в самопровозглашенных республиках, как из Киева посыпались угрозы. Президент Порошенко обещал отключить мятежному Юго-Востоку электричество, а уже на следующий день премьер Яценюк пригрозил прекратить выплату пенсий и пособий.
"До того момента, пока территории Донецкой и Луганской областей будут контролироваться всякими самозванцами, центральный бюджет не будет туда отправлять средства. Правительство террористов финансировать не будет. Уберутся прочь с территории Донецка и Луганска российские террористы - выплатим персонально каждому человеку ту социальную помощь, на которую он имеет право", - заявил премьер-министр Украины Арсений Яценюк.
Важно, конечно, не что сказано, а как - ведь никаких социальных выплат на Юго-Востоке уже несколько месяцев не видели.
Но в этом, похоже, и смысл украинской политики - жесткие заявления без содержания, а значит и отвечать не за что. Нечто подобное произошло и с законом об особом статусе Донбасса, отмененным на этой неделе президентом Украины. Киев считает это принципиальным ответом на прошедшие 2 ноября выборы, но эксперты не склонны преувеличивать его значение. Ссылки на нарушение закона вряд ли имеют смысл, если сам документ принят с нарушениями.
"Досрочные выборы, для того чтобы они состоялись, должны быть объявлены за 60 дней до даты их проведения. По закону об особом статусе они должны были состояться 7 декабря. Закон вступил в действие 18 октября. Если сосчитать, то окажется уже не 60, а 50 дней вместо положенных 60, ну не говорю уже о такой мелочи, что Верховная Рада даже не озаботилась внести изменения в государственный бюджет, чтобы профинансировать эти выборы. То есть, с моей точки зрения, это говорило о том, что в Киеве, идя в общем-то на такую форму, на самом деле не рассчитывали на ее реализацию", - отметил заместитель директора Украинского центра социальной аналитики Валерий Песецкий.
С реализацией этого закона, даже если бы кто-то и пытался его исполнять, сразу же возникли бы вполне логичные проблемы. Ведь даже районы, наделенные особым статусом, депутаты Верховной Рады определить не удосужились. Потому в самопровозглашенных республиках отмену документа считают вполне ожидаемой.
"Наконец-то Украина совершила честный поступок и отменила то, что не существовало. То есть на самом деле закон об особом статусе юридически был ничтожен, пуст, не указаны были районы, которые должны были указываться старой Радой. Старая Рада это затянула, затянули процесс определения территории. И сейчас получается, новая Рада должна эти территории как бы узаконивать. В новой Раде уже нет представителей Донбасса, то есть не проходили выборы на наших территориях. Этот закон был тот фиговый листок, которым прикрывалось украинское государство, делая вид, что оно пытается участвовать в мирном процессе и развивать переговоры, которые бы привели к миру", - заявил первый заместитель председателя Совета министров Донецкой народной республики Андрей Пургин.
Появление закона предполагал минский протокол - и третий его пункт был выполнен. Но лишь формально. И какой бы священной коровой ни пытался Киев представить этот документ, сейчас уже очевидно - это только повод снова заговорить о войне.
"Сейчас уже в открытую украинские политики говорят о том, что как здорово, что мы подписали соглашение в Минске, это спасло нашу армию от разгрома. Уже идут разговоры о том, что это такая пауза. Минские соглашения позволят взять паузу в боевых действиях, которые неблагоприятно складывались для киевских властей. И этим объясняется, почему, собственно говоря, киевские власти абсолютно не ценят эти договоренности и готовы при любом удобном случае их разорвать, что они и пытаются сделать", - отмечает директор Евразийского коммуникационного центра Алексей Пилько.
И вот украинская армия усиливает обстрелы и в Донецкой, и в Луганской областях. В зону боевых действий стягиваются новые подразделения. Это пока не наступление, но многие уже уверены - это лишь вопрос времени. Под грохот снарядов представители миссии ОБСЕ отчитываются о выполнении мирного плана, пытаясь держать хорошую мину при очень плохой игре. Переговоры об отводе тяжелых вооружений и разграничении территорий идут с трудом.
"Мы со своей стороны неоднократно в своих отчетах выражали обеспокоенность о том, что минские договоренности не соблюдаются. Оружие разного калибра продолжает свое использование обеими сторонами. Уровень доверия между противоборствующими сторонами все еще остается очень низким. Но тот факт, что противоборствующие стороны говорят друг с другом, как сегодня, внушает оптимизм", - отметил заместитель главы специальной мониторинговой миссии ОБСЕ Александр Хуг.
И ополченцы, и официальный Киев обвиняют друг друга в нарушении минских соглашений. Впрочем, эти 12 пунктов никогда и не были решением проблемы. Они лишь задали направление.
"Смысл минских соглашений был остановить войну, остановить активную фазу боевых действий, чтобы прекратила литься кровь и установить некую деморкационную линию, а потом начать переговоры о будущем статусе Донбасса. Конечно, каждая из сторон это интерпретировала по-своему, ополченцы по-своему, киевские власти по-своему, но главная цель была какая - создать некую платформу для политического диалога", - объясняет директор Евразийского коммуникационного центра Алексей Пилько.
Минский протокол как раз и предполагает такой диалог. Но именно этот седьмой пункт, казалось бы, не обязывающий принимать никаких законов и подписывать соглашений, как раз и оказался самым трудно исполнимым. Несмотря на то, что на Юго-Востоке не раз заявляли, что готовы к любым переговорам.
"Да, вы знаете, мы готовы с кем угодно встречаться. Вопрос в Порошенко, готов ли он к этому?" - сказал глава ДНР Александр Захарченко.
В Киеве разговаривать не хотят. Премьер Яценюк уже заявил, что считает двухсторонние переговоры бессмысленными. А президент Порошенко вместо диалога обещал представить новый закон об особом статусе Донбасса. Туда глава государства собирается вписать теперь уже другую дату выборов и предлагает особый экономический режим, то есть то же самое, что все уже читали.