Глобальные проблемы будущей жизни в Европе обсуждают в Вене
Участники "круглого стола" из разных стран собрались, чтобы рассмотреть возможные сценарии развития событий, учитывая все последние мировые экономические и политические потрясения.
Один из главных вопросов - кто политизирует бизнес и мешает сотрудничеству разных государств, пытаясь разрушить российско-европейские отношения? И почему европейские политики ведутся на невыгодные для их стран и народов предложения, не оценивая всех последствий?
Ждать ли новых санкций против России или наоборот их отмены? Что делать, чтобы выйти из кризиса доверия? Эти вопросы обсуждают влиятельные немецкие и украинские политики и бизнесмены, Специально приехал в Австрию и президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Райнер Линднер – ведущий встречи, привел цифры потерь немецкой экономики лишь за два квартала этого года из-за санкций против России.
"7 миллиардов евро, на которые мы уже не экспортировали в Россию товары. Это, конечно, имеет большие эффекты для немецкой экономики. Мы, наверное, в этом году потеряем порядка 50000 рабочих мест из-за этого кризиса. Из-за неэкспорта в Россию и Украину. Мы в Германии очень чувствуем последствия этого события", - сказал председатель Германо-Украинского Форума и Директор Комитета по восточноевропейским экономическим отношениям ФРГ Райнер Линднер.
Санкции болезненны и для российского бизнеса. Союз промышленников провел опрос руководителей компаний. Его результаты следующие. Острее всего бизнес чувствует отсутствие доступа к высоким технологиям, на втором месте - препятствия с кредитованием на Западе. Если санкции в следующем году не отменят, деньги рискуют потерять в том числе и западные финансовые институты.
"Российским частным компаниям и банкам нужно до конца этого года и в течение следующего года выплатить 160 миллиардов долларов внешних долгов. Корпоративных долгов. Российские банки и компании в последние годы успешно рефинансировались. Сейчас этот канал перерезан. Я хотел спросить наших европейских коллег: как вы видите себе ситуацию, если вдруг российские заемщики начнут объявлять дефолты по долгам? В качестве обеспечения у вас акции останутся российских компаний и активы в России… Что вы с ними будете делать?" - говорит глава РСПП Александр Шохин.
Ответом на слова Шохина было молчание. Как предполагает глава РСПП, принимая санкции, европейские политики о таких последствиях не задумывались. Экс-министр экономики и технологий Германии Михаэль Глос, об этих рисках услышал похоже и вовсе впервые.
"Санкции приносят убытки не только России, но и точно так же, например, немецкой экономике. Мы ведём крупную торговлю, экономический обмен с Россией. Мы несём убытки от этих санкций точно так же как и Россия, поэтому мы должны действовать вместе, чтобы санкции отменили", - говорит бывший министр экономики и технологий Германии Михаэль Глос.
Формально круглый стол был посвящен развитию украинской экономики, но разговор постоянно заходил об отношениях с Россией. Без России, как говорили участники круглого стола, украинскую экономику представить сегодня невозможно.
Об этом говорил известный украинский бизнесмен Дмитрий Фирташ. 12 марта по запросу американских властей его арестовали в Вене. Сейчас он находится под подпиской о невыезде, но продолжает быть главой федерации работодателей Украины.
"Если мы сегодня посмотрим на Украину, даже на экспорт украинский, то мы увидим, что 30% экспорта идет в Европу и 30% в Россию и таможенной союз. Только если мы смотрим на Европу, то понимаем, что это в основном сырьевая часть ухода. А сюда уходит больше добавленная стоимость", - говорит Дмитрий Фирташ.
То есть Россия у Украины покупает больше готовой продукции, а не сырья, чем Европейский союз. Но как Киеву иметь тесные экономические отношения и с западом, и с Востоком? Участники форума с немецкой стороны предлагают воплотить в жизнь идею Владимира Путина об общем экономическом пространстве от Лиссабона до Владивостока.
"Цель должна быть общей с Россией. У нас одно экономическое пространство, которое могло бы быть самым сильным в мире, если бы мы действовали вместе. Если российские сырьевые ресурсы и человеческий капитал объединится с тем, чем обладает Европа, то это будет идеальное сочетание. Только на данный момент это не так. Нам нужно построить доверительные отношения, прийти к политическому решению", - отмечает член Бундестага, Председатель германо-украинской парламентской группы, член германо-российской парламентской группы Карл-Георг Вельманн.
С политическим сотрудничеством сейчас как раз проблемы. При этом, настолько серьезные, что даже отец объединения Германии, Гельмут Коль, обычно не комментирующий политические события, в этот раз не сдержался и написал:
"Страны Запада должны проводить более обдуманную политику в отношении России. Запад, точно так же, как Россия и Украина должен следить за тем, чтобы мы не потеряли все, чего уже достигли".
С резкой критикой санкций выступил и бывший президент Чехии Вацлав Клаус.
"Я это понимаю, санкции - это экономически глупая идея. Я бы это никогда не сделал. И с политическими тоже кажется - что в этом нет решения трагического положения на Украине сегодня. Я подчеркиваю, положение на Украине. Потому что это внутриукраинская проблема, которая интерпретируется здесь, в Европе очень, очень неправильным способом. Я боюсь, что санкции не могут помочь людям на Украине", - говорит президент Чехии с 2003 по 2013 год Вацлав Клаус.
Но пока об отмене санкций на официальном уровне не говорят. Убедят ли европейских лидеров цифры, которые приводили участники круглого стола?
Сегодня в Вене звучали такие заявления, которые невозможно сейчас по политическим соображениям услышать ни от канцлера Германии, ни от членов немецкого правительства. Но экс-министры и представители бизнес сообщества таких ограничений не имеют. Здесь они как своего рода посредники. Сразу несколько политиков из Германии нам подтвердили: немецкое правительство в курсе того разговора, который состоялся в Вене и получит текст итогового меморандума.