Жена Джорджа Клуни бьётся за древности, вывезенные из Греции
Адвокат и правозащитница Амаль Аламуддин собирается помочь властям Греции вернуть на родину древние статуи и барельефы. Афины десятки лет добиваются их возврата из Британского музея. И вот теперь вся надежда на Амаль, ведь теперь у нее есть оружие большой поражающей силы - её муж Джордж Клуни.
Вокруг группы британских юристов в музее Акрополя большой ажиотаж. Они здесь, чтобы помочь вернуть в Грецию статуи и барельефы, в своё время украшавшие Парфенон. Но сейчас эти древности в Британском музее. Греческих журналистов больше интересует не глава юридической компании, а его эффектная подчинённая. Амаль Аламудин - не просто адвокат, она теперь ещё и миссис Клуни.
Адвокатское бюро, где работает Амаль Клуни, несколько лет назад взялось помочь властям Греции вернуть древние статуи и барельефы. Их в начале 19 века вывез в Британию дипломат лорд Элгин. Поначалу юристы действовали без особого шума, но когда Амаль стала знаменитостью, её руководство решило перейти в наступление.
"Требования правительства Греции справедливы, и Британский музей должен вернуть статуи в Афины. Это не только наша позиция, но и точка зрения Организации Объединенных Наций", - заявила юрист Амаль Аламудин.
ЮНЕСКО - агентство ООН, оно занимается сохранением культурного наследия - всего лишь вызвалось быть посредником между Грецией и Великобританией. Но госпожа Клуни задействовала более серьёзное оружие - своего голливудского мужа.
"Ватикан вернул часть статуй Парфенона, то же самое сделал и музей Гетти. Ведь речь идёт лишь о том, чтобы собрать по отдельным фрагментам большой шедевр", - сказал актёр Джордж Клуни.
На самом деле всё гораздо сложнее. Ватикан лишь одолжил Афинам небольшой фрагмент, составлявший барельеф храма. А музей Гетти в Лос-Анджелесе действительно вернул Греции два древних артефакта. Но они не имеют отношения к Парфенону.
В своё время продавший их музею коллекционер не смог объяснить, откуда он их взял. А вот британцы утверждают, что скульптуры Парфенона лорд Элгин вывез из Османской империи вполне законно. В 1801-м, когда дипломат оформлял таможенные документы и договор о собственности, Греция была частью владений турецкого султана. А Парфенон, по историческим записям - афинской свалкой. Древние скульптуры и барельефы дробили и использовали для строительства. Об их ценности никто не задумывался. Когда лорд Элгин вернулся домой и разорился, он продал свою коллекцию Британскому музею.
"Статуи Парфенона были приобретены Британским музеем законно. И этот факт исключает любые параллели с тем, как фашисты вывозили предметы искусства из Европы, или с тем, как похищают шедевры в наши дни. Греческие статуи были куплены в соответствии с законами того времени", - заявил депутат британского парламента, историк Тристам Хант.
В отличие от политиков, директор Британского музея хранит молчание. Коллекция музея, объясняют в его пресс-службе, является мировым достоянием. Если хотите увидеть статуи, добро пожаловать в Лондон!
В 80-е и 90-е Греция боролась за статуи, используя собственный гламур. Тогда министром культуры была известная актриса Мелина Меркури. Меркури и пришедшие ей на смену политики отказались принять статуи из Британского музея в качестве временной выставки, они так и остались в Лондоне.
То, что Амаль Клуни, вероятнее всего хотела сделать наскоком, используя поддержку своего звёздного мужа, вряд ли получится. Спор, длящийся больше 200 лет, похоже, продлится ещё столько же. В современной Британии не хотят создавать опасных прецедентов.
Большую часть музейных и частных коллекций в этой стране составляют предметы искусства, оказавшиеся в Британии, когда она правила морями и землями. Соединённое Королевство давно потеряло колонии и былое влияние, но расставаться с культурным наследием империи не спешит.