В США решается судьба бывшего циркового артиста шимпанзе Томми
Адвокаты требуют предоставить ему самому, а заодно и всем его сородичам равные с человеком права. Случай для юридической практики - беспрецедентный. Но если суд встанет на сторону истцов, с проблемами могут столкнуться ученые.
Они тоже могли бы выбиться в люди, если б эволюция не разлучила нас 6 миллионов лет назад. Ближе родственников, чем шимпанзе, у нас во всем животном мире нет: 99% генома общие.
"Разум шимпанзе не только сопоставим с нашим, но и исключителен сам по себе. Они мыслят категориями "прошлое" и "будущее" и, как и мы, обладают "своим я". Содержание их в клетке равносильно тюремному заключению", - говорит адвокат Стивен Вайс.
Стивен Вайс требует предоставить шимпанзе равные с человеком права. По крайней мере в рамках процедуры "Habeas Corpus", согласно которой, любой задержанный или кто-то от его имени может требовать в суде доказательств законности задержания. Стивен Вайс хлопочет за бывшего циркового артиста Томми. 26-летний шимпанзе уже несколько лет сидит в трейлере под замком.
"Мы хотели бы поместить его в специальный заповедник, который находится во Флориде. Там условия, максимально приближенные к естественным. А в одиночестве, взаперти, он страдает, как страдали бы вы", - говорит Стивен Вайс.
Правозащитники видели Томми только однажды, и он, как зафиксировано в материалах дела, "не выглядел счастливым". Хозяин утверждает обратное: у Томми есть все: стереоустановка, плазменный телевизор. А что до компании, так он по природе нелюдим...
Судьи в недоумении и пытаются прятать улыбку. Подобного процесса история юриспруденции еще не знала.
Защитникам животных важно создать прецедент, по которому, как по шаблону, рассматривались бы другие, "нечеловеческие" дела. В работе находятся иски в защиту еще трех шимпанзе: один содержится в частном доме, два других - живут в лаборатории. Ученые в тревоге: если правозащитники выиграют, эксперименты проводить будет не с кем.
"У нас есть все основания полагать, что не только шимпанзе, но и бонабо, гориллы и орангутаны имеют собственное "я". А также слоны, дельфины и касатки. Мы планируем добиваться права на свободу и для них", - говорит Стивен Вайс.
Стивен Вайс считает: у американского суда есть шанс доказать, что это самый гуманный суд в мире. В противном случае его многолетние усилия - мартышкин труд.
Суд вынесет вердикт не раньше чем через месяц. И если в иске будет отказано, адвокаты намерены идти дальше - в высший, Апелляционный суд и они ни перед чем не остановятся , чтобы доказать - обезьяны тоже люди.