Китайским коммунистам бросает вызов капиталистический Гонконг
Последнее китайское предупреждение - лучше всего в Гонконге на неделе продавались зонтики. Ими вооружились все, кто хотел посидеть и постоять в центре города - акция "Оккупай Централ". Студенты и офисные клерки бунтовали против Пекина, обвиняя его в ограничении прав и свобод на выборах местного губернатора.
И происходящее напоминало дежа-вю: обещание мирного протеста, вылившееся в столкновения с полицией, координация протестующих через соцсети и отсутствие явного лидера вполне управляемой толпы. И красивое название - революция зонтиков.
Бывшая британская колония за 14 лет в составе Китая так и не поняла - с Пекином играть можно лишь по четко прописанным им правилам. Поэтому и на жестко-спокойную реакцию компартии натолкнулись, как на великую китайскую стену с разбега.
Официальное заявление Пекина с тонким намеком: нарушать порядок нельзя - ни в Гонконге, ни в США. Все, что произошло в Китае, останется в Китае. И все, что смог Барак Обама - это пообещать пристально следить за ситуацией с надеждой на мирное ее завершение.
"Можешь называть меня мечтателем, но я такой не один" - плакат с цитатой из хита Джонна Леннона Imagine - один из символов протеста в Гонконге. Едва ли случайный. Ведь он должен подчеркнуть практически пацифистский настрой демонстрантов в борьбе за все хорошее против всего плохого. Они хотят прямых выборов главы администрации вместо голосования за одобренных Пекином кандидатов, а значит свободы и настоящей демократии. И добиваются этого, просто сидя на асфальте под зонтиками, правда, перекрыв подходы к зданию правительства и движение в центре города, но это уже детали.
Протест в Гонконге многие уже окрестили революцией зонтиков. Это непременный атрибут каждого участника акции. Во-первых, защищает от жары. Но есть и другое назначение. Как говорят сами протестующие, может, если что спасти от струй перечного газа, который распыляет полиция. И хотя свою акцию здесь называют мирной, на всякий случай к чему-то готовятся.
В столкновениях с полицией в конце прошлой недели зонтики показали свою неэффективность, но только против газа. Нужный эффект все-таки был.
Пресс-секретарь Белого Дома тут же заявил, что Соединенные Штаты внимательно следят за ситуацией и призывают к сдержанности. Вроде ничего особенного, но главное было сказано в конце.
"Мы также верим, что легитимность главы администрации укрепится, если у народа Гонконга будет подлинный выбор между кандидатами, которые как раз и представляют волю избирателей", - отметил пресс-секретарь Белого Дома Джош Эрнест.
В этот момент многие вдруг испытали сильное чувство дежа-вю. И если взглянуть на улицы Гонконга, становится понятно, почему. Так началась уже не одна цветная революция. Волонтеры раздают всем одинаковые желтые ленточки. Получив такую, становишься частью протеста, не задавая вопросов.
Уходить с улицы, в принципе, не обязательно. Здесь есть и вода и еда совершенно бесплатно.
Студенты - это ключевое слово. Именно они наиболее активны, лучше организованны и главное вызывают симпатию. Поэтому сочувствующих всегда много.
Прямо на стене оккупированного правительственного здания протестующие оставляют записки. Например, "Мы всего лишь сражаемся за демократию" или "Если не сегодня, то когда?" Все выглядит довольно красочно, но ощущение, что где-то это уже было.
В декабре на киевском майдане каждый мог отметиться на полене, написав название своего города в знак поддержки. Креативные идеи диктует климат. Но есть и обязательная программа. Например, видеообращение к остальному миру.
"Я украинка, родилась в Киеве. Сейчас я на майдане, в центре моего города. Я хочу рассказать вам, почему здесь собрались тысячи людей со всей страны. Мы хотим быть свободными от диктатуры. Я прошу вас о помощи, свобода уже в наших сердцах, а теперь я прошу вас помочь принести эту свободу нашей стране. Рассказывайте об этом друзьям, распространяйте это видео. Пожалуйста, покажите, что вы поддерживаете нас", - говорила девушка на майдане в декабре 2013 года.
"Как жительница Гонконга, я обращаюсь к вам, обращаюсь ко всему миру: пожалуйста, помогите нам. Вы живете в демократических государствах, у вас есть свободные выборы, а у нас нет. Пожалуйста, помогите. Расскажите об этом по всему миру. Ради нас, гонконгцев, потому что нам очень нужна демократия", - говорит девушка из Гонконга.
Помощь пришла, откуда все и ждали. Впрочем, многие уверены, гораздо раньше, чем о ней попросили. Ведь американская технология протеста уже давно превратилась в индустрию.
"Протесты в других странах — это операции ЦРУ. У них есть развитая и обладающая большими возможностями сеть. Она финансируется Америкой через негосударственные источники, например, Национальным фондом поддержки демократии. За ним стоят и республиканцы, и демократы, а также многие частные благотворительные организации. Они вскармливают политических лидеров, людей набирающих популярность, или тех, кто потенциально могли бы ими стать. А так же создают свои группы в студенческой среде. В итоге у них есть и набирающие популярность политические лидеры, которые способны возглавить протест и студенческие группы, чтобы обеспечить массовость. Это одна из традиционных форм международной политики США. Те же методы мы видим сегодня в Гонконге, их же применили против правительства Украины", - отмечает политолог (США) Пол Крейг Робертс.
Даже название акции в Гонконге – "Оккупай Централ" - выглядит новой серией американского "Оккупай Уолстрит". Но не стоит забывать, что сделали полицейские с участниками акции в Нью-Йорке.
Или как жестко американские власти подавили беспорядки в Фергюсоне совсем недавно. А ведь кровавые побоища в Киеве были объявлены Соединенными Штатами борьбой за демократию. Казалось бы, странно, но даже этому есть объяснение.
"Соединенные Штаты имеют в своем политическом сознании четкую догму. Если протесты подавляет или препятствуем им страна с признанным демократическим режимом, это нормально. Это защита демократии от тех, кто на нее посягает. Если беспорядки каким-то образом подавляются в стране, которую американцы демократией не считают, это тирания. Это удушение свободы и так далее. Вот в этой незатейливой парадигме они собственно и действуют", - отмечает главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов.
При таком раскладе заявления китайских властей, предостерегающие Соединенные Штаты от вмешательства в дела страны вовсе не выглядят паранойей, особенно если учесть, что американские интересы распространяются куда дальше Гонконга.
"По всей видимости, в Соединенных Штатах рассчитывают, что если удастся в Гонконге в результате вот этого прямого, открытого давления на законно, абсолютно легитимно выбранную власть в результате этого давления добиться каких-то уступок, то, вполне вероятно, там рассчитывают, что может быть и дальше это будет примером для каких-то других крупных китайских городов, либо китайских университетов, либо это будет каким-то поводом для давления и демонстрации еще и того, что Соединенные Штаты имеют реальные рычаги воздействия на внутриполитическое положение в Китае", - считает руководитель Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения РАН Дмитрий Мосяков.
На улицах Гонконга об этом, конечно, никто не задумывается. Пока акция еще в той стадии, когда даже попавшие под обаяние студенческого протеста журналисты стараются не произносить слово "революция".
"Мы должны быть осторожны с терминологией. Это движение, это не революция. Мы лишь просим о том, что гарантировано Конституцией. Мы не выступаем против правительства, мы не хотим сменить власть. Все, чего мы хотим, это диалог с властью, мы хотим быть услышанными и хотим получить ответ от правительства", - говорит журналист (Гонконг) Брайан Юэнг.
Но технология уже проверена и работает, и потому измениться все может в считанные часы. К вечеру всегда становится многолюднее, и тем, кто чувствует за собой силу, разговоров уже недостаточно.
Участники протестов не раз говорили: у нас мирная акция. Но в четверг неожиданно потребовали отставки главы администрации Гонконга. Времени дали до полуночи, а в противном случае обещали взять здание правительства штурмом, и подошли поближе к полицейским кордонам.
Глава администрации Гонконга заявил, что в отставку уходить не собирается, но обещал студентам переговоры со своим заместителем. А полиция предупредила: попытка штурма плохо закончится. Люди в очках для плаванья и медицинских масках, видимо, решили не рисковать. Почти на сутки повисла пауза. Но уже в конце недели полицейским пришлось защищать лагерь протестующих от тех, кому перекрытые уже не одну неделю улицы не кажутся удачным решением. В результате участники революции зонтиков обвинили власти в провокации и заявили, что никакие переговоры им больше не интересны. Все это можно было бы считать случайным стечением обстоятельств, но только если бы ничего подобного не происходило раньше нигде и никогда.