В Нью-Йорке открылась фотовыставка «Вещественные доказательства. Сирия. Украина»
"Вещественные доказательства. Сирия. Украина" — так называется выставка, которая открылась в центре Нью-Йорка, на Манхэттене. Фото- и видеоматериалы, документальные свидетельства, собранные журналистами на войне, в самой гуще вооруженных конфликтов - разных, но в чём-то похожих. Экспозиция, уже побывавшая в нескольких городах Европы, дополнена работами Андрея Стенина, погибшего под Донецком.
Этот арт-проект беспощаден: с порога он обрушивает на зрителя множество тяжелых вопросов и оставляет искать ответы в полном одиночестве. Как, например, лавка мирного часовщика в Дамаске при переходе через условный блокпост превращается в руины, и посетитель мирной выставки оказывается окруженным войной. Или, например, как Майдан - центральная площадь Киева - становится местом массовой гибели людей.
Две страны – Сирия и Украина — оказались на этой выставке соседями по несчастью. Два конфликта, расколовшие общество на два сектора изнутри. В лабиринтах огромной галереи 200 снимков, сделанных независимыми фотографами из разных стран. Под многими из них – так называемые вещдоки: объекты, сошедшие с фотографий. Стул снайпера, вынесенный из обыкновенного сирийского дома. Изрешеченная пулями голова куклы, подобранная на пустынной улице Дамаска. Бутылки с зажигательной смесью, добытые в моменты кровавого противостояния в Киеве. Обгоревшая униформа бойцов подразделения "Беркут".
Организаторы выставки не проводят демаркационной линии между черным и белым – они о другом.
"Все говорят об информационном балансе, к которому стремимся и мы, но мало кто задумывается, что сегодня почти невозможно фоторепортеру работать одновременно с двух сторон конфликта. Например, если вы западный репортер и хотите освещать горячие события с арабской территории, или вы российский репортер и хотите открыто работать со стороны украинских военных – это либо невозможно, либо очень опасно", - говорит куратор выставки Бенджамин Хиллер.
Фотографии безымянны. Имена их авторов не раскрываются, дабы не подвергать опасности репортеров – большинство из них до сих пор работают в конфликтных зонах.
"Я хочу вам показать один артефакт, чтобы вы поняли, как он попал к фотографу. Это бочка, в которой люди, вышедшие с протестом на Майдан, разводили в январе огонь, чтоб согреться. Фотограф рассказал им про наш проект, спросив, может ли он купить ее. Те не возражали. Он сделал фотографию и за 20 долларов укатил с собой бочку", - рассказывает куратор выставки Бенджамин Хиллер.
Несмотря на недавний успех этой выставки в Брюсселе и в Берлине, где ее посетили более 50 тыс зрителей, показать ее в Нью-Йорке оказалось еще сложнее, чем в Европе. Здесь с трудом нашли подходящее помещение.
"Мы не можем показать все, что хотели бы, потому что должны уважать страну, где размещается выставка. Владелец галереи попросили нас изъять несколько фото, где сирийцы держат плакаты против США. Да мы и сами не хотим, чтобы люди приходили протестовать у наших дверей, мы хотим выставку без эксцессов", - сказала организатор выставки Делфина Високо.
По этическим соображениям и мы не можем показать многих снимков. Здесь есть две так называемые белые комнаты, перед которыми висит предупреждающий знак: вход от 18 лет. В сирийской комнате за белыми шторами развешены фотографии апофеоза войны без купюр – на них изувеченные тела, залитые кровью машины, смерть крупным планом. Вторая комната – украинская. Комната ужаса. Снимки заживо горящих людей, трупы на площадях и главный артефакт - окровавленная каска, снятая с одного из погибших на Майдане в феврале этого года. Каска прострелена насквозь.
Сирия и Украина. Фамилии тех, кто погиб на этих двух войнах, не выпуская теле- и фотокамер из рук. В хронологическом порядке. Последним в этом мартирологе американцы прочтут имя оператора Первого канала Анатолия Кляна, погибшего 30 июня в Донецке. Но всё равно к моменту выставки и этот список устарел, организаторам приходится чуть в стороне повесить портрет российского фоторепортера Андрея Стенина. Его последние снимки, сделанные в Донецке и Луганске, оказались незапланированной финальной точкой экспозиции.
"Честно говоря, я не очень знакома с тем, что происходит на Украине, я знаю немного больше о Сирии. Я просто пытаюсь себе представить, если бы это произошло тут, и меня охватывает ужас", -говорит посетительница выставки.
Организаторы экспозиции пытаются быть вне политики. Всё, чего им хотелось бы, – это предупредить о том, чем может закончиться политический конфликт.