Сотни активистов «Правого сектора» пикетировали администрацию президента Украины
Активисты требовали от Петра Порошенко не подписывать закон об особом статусе районов Донбасса. Документ, принятый накануне Верховной Радой, раскритиковал сегодня и премьер Арсений Яценюк. Он сделал много заявлений, в том числе и о люстрации власти: чистка рядов, по подсчётам главы правительства, коснётся миллиона чиновников всех рангов.
У президентской администрации в Киеве митингует "Правый сектор". Несколько сот радикалов, в масках и без, перекрыли Банковую улицу. Неизвестно, знали ли собравшиеся, что Порошенко в здании нет: он в Канаде, а оттуда поедет в США. Но у администрации, как и накануне у Верховной Рады, горели файеры и гремели взрывпакеты.
Разве что без мусорных баков обошлось. Недовольство "Правого сектора" вызвал со скрипом и в закрытом режиме продавленный президентом через Раду закон об особом статусе Донбасса. Радикалы сочли его капитуляцией Киева перед ополченцами.
"Эти законы принимались не в процедурном порядке. Кто, как, почему принимал решение о том, что это заседание будет закрытым? Кто принял решение выключить табло, на котором можно было посмотреть, кто и как проголосовал? Мы хотим знать поименно! Каждого, кто проголосовал за это позорное решение!" - говорит активист "Правого сектора".
Активисту подсказывают: за голосовала поддерживающая Порошенко партия "Удар".
"Спасибо, пан Кличко! Теперь он слился в экстазе с коммунистами и регионалами? Ну, кто мог подумать полгода назад, что "Удар" в полном составе будет голосовать против Украины?" - негодует он.
Сам Порошенко, по крайней мере, на словах, дистанцировался от негодующей "партии войны", прямым текстом сообщив об этом во время визита в Канаду.
"На меня, как на президента страны, ложится большая ответственность, чтобы мирный план был воплощен в жизнь. И с теми, кто хочет войны, нам не по пути. Жители Донецка и Луганска должны иметь возможность выбрать себе новую власть, и с этой властью мы должны найти взаимопонимание, чтобы принести мир, покой и согласие. И это – мой путь", - сказал Петр Порошенко.
Впрочем, едва ли митинги "Правого сектора" создадут Порошенко столько проблем, сколько может создать оппозиция в правительстве. Премьер Яценюк, тоже крайне недовольный случившимся накануне, кажется, хотел бы если не торпедировать, то, как минимум, подточить закон об особом статусе Донбасса. Например, он считает не соответствующей украинскому законодательству ту часть документа, которая предполагает создание на Донбассе народной милиции.
"Кабинет министров не участвовал в переговорах и подготовке закона. Я заявляю: любые вооруженные формирования должны действовать в границах, определенных законом Украины. Юрисдикция украинского закона должна распространяться на всех военнослужащих Украины", - подчеркивает Арсений Яценюк.
Это как лакмус: степень недовольства киевской "партии войны" показывает, сколь многого удалось добиться Донбассу. Также Яценюк отказывается выделять средства на восстановление разрушенного украинской армией. Он рассчитывает на пожертвования олигархов и международную помощь.
"Средства из госбюджета будут выделяться только, если будет полностью восстановлен контроль над территорией, а предприятия начнут работать и платить налоги", - заявил премьер-министр Украины.
На заседании правительства премьер затронул и еще один закон, принятый накануне со скандалом, а именно о люстрации. Судя по арифметическим упражнениям Яценюка, она грозит стать тотальной.
"Под действие данного закона попадает, по нашим подсчетам, около миллиона чиновников разных рангов, госслужащих и военных, в том числе весь кабинет министров, МВД, СБУ, Генпрокуратура. Я настаиваю, чтобы под этот закон попала и судебная власть", - отметил Арсений Яценюк.
Проблема в том, что общественность с законом так и не ознакомили. Его попросту не опубликовали. Можно лишь строить домыслы на основе законопроекта, представленного еще в марте группой депутатов во главе с Тягнибоком. Список тех, кто попадает под люстрацию по этому документу — 34 пункта с подпунктами, от бывших сторонников Януковича до бывших функционеров еще КПСС. Вот только в проект успели внести ни много ни мало 400 поправок, и как он выглядит сейчас — неизвестно. Например, подпадет ли под люстрацию спикер Рады Турчинов, в прошлом — секретарь Днепропетровского комсомола? Или сам президент Порошенко, бывший при Януковиче министром сначала иностранных дел, а потом экономразвития?
Одновременно украинское правительство утвердило план имплементации соглашения об ассоциации с ЕС единогласно. Закончить планируют к 2017 году, начать прямо сейчас. Вот только непонятно, как быть с устной договоренностью, достигнутой на трехсторонних переговорах Россия — ЕС — Украина. О том, что создание европейско-украинской зоны свободной торговли откладывается до 2016 года.
Москва напомнила об этом Брюсселю, и там согласились закрепить положение юридически. Киев такой шаг предпринимать пока не намерен. И если украинская власть нарушит договоренность, Россия будет вынуждена принять меры для защиты своего рынка, в том числе ввести пошлины на украинские товары.