В Донецке объявлено, что ополченцы составили списки для очередного обмена пленными
И теперь ждут, пока бумаги подготовит украинская сторона. Ранее премьер самопровозглашённой республики Александр Захарченко не исключил, что обмен может состояться уже в этот четверг. И сегодня он уточнил, что передавать пленных будут только в светлое время суток. До этого, хотя минские договорённости в целом выполняются, были вопросы к тому, сколько человек и кого именно привозят киевские силовики. Минувшим вечером они отпустили только одного представителя ополчения, своих же забрали больше.
Военнопленному Андрею Иванюку дали возможность позвонить брату на западную Украину. Слышно, что рассказывает, как сегодня, в день рождения, его поздравляли ополченцы Донецкой народной республики. 45-летнего мужчину душили слезы.
"Я не ожидал такого. Второй раз родился", - говорит Андрей Иванюк.
Его взяли в плен под Ясиноватой. Ехал в машине с боеприпасами. Прямое попадание. Водитель насмерть. Сам, хоть и контужен, но остался жив. С семью другими военнопленными Андрей Иванюк - в автобусе на выезде из Донецка. Ополченцы ждут, когда приедут наблюдатели ОБСЕ. Без их ведома не проходит ни один обмен.
"Воевать? Нет. Я воевать уже не собираюсь. А за что воевать? За их портфели?" - говорит Андрей Иванюк.
"Те, кто об этом знает, неправильно умалчивает. Кто не знает, тому надо объяснить, что здесь такие же люди, как и с той стороны, только они в намного худших условиях, потому что они теряют близких", - говорит майор пограничной службы Украины Олег Падолян.
У ополченцев есть последняя возможность сказать слова тем, кто еще готов воевать, кто находится по ту сторону от линии фронта.
"Донбасс - это не такой регион, который можно на колени поставить. Тут люди трудовые", - говорит заместитель командира батальона "Восток" Александр.
Сотрудники ОБСЕ появляются, когда уже стемнело. Они приехали вдвоем: хрупкая девушка-молдаванка и ее венгерский коллега. Они не имеют права давать интервью. Но и без слов понятно, что им немного страшно. Особенно после случившегося накануне, когда конвой ОБСЕ попал под шквальный огонь. Все уцелели. Одну машину с пробитым двигателем пришлось бросить на линии фронта. На другой, изрешеченной пулями, доехали до Донецка.
Обмен должен быть в формате восемь на одного. Сколько было пленных в батальоне "Восток", столько они и отдают в расчете на то, что вытащат своего боевого товарища. Конвой остановился примерно в двух километрах от того места, где вчера проходила передача военнопленных. Впереди стоит машина ОБСЕ, светит на дорогу, аварийки включены. Возможно, с той стороны сейчас приедут украинские военные и привезут того самого единственного украинского пленника.
Ждали двадцать минут. С каждой - все напряженнее. Колона гражданских машин - в зоне боев, в двух километрах от украинского блокпоста. Связи с постом нет, есть только предварительная договоренность.
Военнопленного привезли в бронированной инкассаторской машине, в наручниках и с мешком на голове. Украинским военным передали и два тела погибших в бою солдат. На этом обмен завершен. Стороны расходятся. Миссия ОБСЕ может считаться выполненной. В ближайшее время состоится еще один обмен. На том же безопасном месте.