НАТО называет Россию стратегическим противником и неофициально обещает поддержать Киев оружием
Россия - уже не стратегический партнер, а стратегический противник. Это вывод, который сделали аналитики по итогам встречи стран НАТО в Уэльсе, куда Москву не позвали. Зато Киев заявляет, что договорился о военных советниках и поставках оружия из Америки и Европы. Хотя и американцы и европейцы это пока опровергают.
Лидеры стран НАТО мирный план Путина поддержали, но лейтмотив заседаний был прежним - враг у ворот. Поэтому нужно увеличить постоянные контингенты в Восточной Европе. Судя по всему, в Афганистане, Ливии и Африканском Роге натовские кампании подходят или подошли к концу. И НАТО решило для новых проектов вспомнить хорошо забытое старое - противостояние с Москвой.
История расширения НАТО на восток начинается задолго до того, как в марте 99-го к нему присоединились Польша, Венгрия и Чехия. Еще в 1994 году президент Клинтон подписал документ, который определил стратегию США, а вместе с ними и НАТО, на долгие годы вперед. "Когда на карту поставлены жизненные интересы нации, - значилось в этой бумаге, - применение нами силы будет решительным и, если это необходимо, односторонним".
В том же 94-м натовские бомбы впервые упали на охваченную гражданской войной Югославию. Это станет первой военной операцией НАТО после развала СССР и роспуска Варшавского договора, противостояние которым и было исторической миссией Североатлантического альянса.
Спустя 5 лет, вступление в НАТО недавних союзников Советского Союза - Польши, Венгрии и Чехии, альянс отметит новой бомбардировкой. Формально это называлось операцией по принуждению Югославии к мир, на практике же было уничтожением принципа неприсоединения, который во времена "холодной войны" был сформулирован здесь, в Белграде. 78 дней бомбежек уже тогда не оставили никаких сомнений в том, что отныне, с точки зрения НАТО, в Европе не должно было остаться никаких неприсоединившихся государств.
"У нас здесь не было сомнений в том, что начинавшийся тогда процесс расширения НАТО на восток, в конечном счете, был против России. Достаточно уже того, что все новые члены Альянса из бывшего советского Варшавского блока свою новую национальную идентичность начинали искать в русофобии. Так что их прием в НАТО сам по себе свидетельствовал о том, на что нацелен натовский проект на востоке Европы", - говорит военный обозреватель газеты "Политика" Мирослав Лазанский.
Достаточно взглянуть на карту расширения альянса, чтобы понять все возрастающее беспокойство России. Итак, 99-й — Польша, Венгрия и Чехия. Через 5 лет — Словения, Словакия, Румыния, Болгария, Латвия, Литва и Эстония. Еще через 5 лет, в 2009-м — Албания и Хорватия.
За 2 года до этого Владимир Путин на конференции по безопасности в Мюнхене впервые публично предупредил альянс о том, что Россия не будет больше спокойно смотреть на дальнейшее продвижение к ее границам. Ответ не заставил себя ждать. На следующем же саммите Альянса в Бухаресте в 2008 году впервые ставится вопрос о присоединении к НАТО Украины и Грузии.
"Как само существование НАТО, так и его продвижение к России, а тем более попытки присоединить к НАТО государства, которые были в составе Советского Союза, совершенно справедливо рассматривается и военным руководством, и политическим руководством, как угроза и как попытка и еще создать большую угрозу для России. Например, когда говорят о присоединении Грузии к НАТО. В этом нет никакого смысла, кроме как против России, потому что в черноморском бассейне есть, с точки зрения НАТО, еще три страны: Румыния. Болгария и Турция. То есть Турция, как член НАТО, гораздо более эффективна для НАТО, чем маленькая Грузия. То есть Грузия в НАТО - это явно антироссийский ход", - отметил бывший глава израильской спецслужбы "Натив" Яков Кедми.
Россия неоднократно предупреждала, что втягивание бывших советских республик в НАТО неминуемо, рано или поздно, приведет к кровопролитию. Если в случае с Грузией война стала следствием того, что в Тбилиси, чувствуя поддержку Альянса, были убеждены в своей безнаказанности, то на Украине боевые действия были вызваны нежеланием части населения смириться с тем, каким образом у власти в Киеве оказались люди, для которых Украина в составе НАТО — венец политической карьеры.
Циничность нынешних попыток руководства НАТО представить очередное усиление своего военного присутствия на границах России, как попытку защититься от возможной агрессии с ее стороны, очевидна даже для тех, кого предполагается защищать.
"Смысл всех этих разговоров на последнем саммите НАТО в том, чтобы показать своим новым членам, что Североатлантический альянс охраняет и их. Если вы посмотрите на расположение натовских войск, то увидите, что они, по сути, охранят лишь те, самые первые, вступившие в него страны. Новые же не чувствуют этой защиты. Они действительно боятся, что с ними может повториться грузинский сценарий. Я лично так не думаю. Я убежден, что происходящее сейчас — это результат того, что ко всем прочим угрозам России со стороны НАТО, теперь добавлялась еще и Украина. Ведь то, что произошло в Киеве — это государственный переворот. Об этом нужно говорить. И поэтому меня не удивляет, что реакция России была такой, какая она есть", - сказал бывший начальник военной разведки Чешской Республики Андор Шандор.
Успех в войне с ядерной державой, каковой является Россия, зависит от молниеносности удара одновременно по всем главным центрам управления государством и его вооруженными силами. Таким образом, приближение НАТО к нашим границам опасно не столько увеличивающейся глубиной нашей территории, подверженной вероятному поражению, сколько сокращением времени на принятие решения. В такой ситуации каждый новый военный объект, появляющийся вблизи наших рубежей, автоматически становится потенциальной целью. Поэтому, в то время как на политическом уровне наши соседи, вступившие в НАТО, на этой неделе радостно приветствовали предстоящее расширение военного присутствия Альянса на своих территориях, их профессиональные военные призывали к сдержанности.
"Суть такова: если есть две конфликтующие стороны, как это было с НАТО и странами Варшавского договора, то понятно, что ракеты нацеливаются на военные базы, системы противоракетной обороны, это аксиома. Сейчас ситуация находится в стадии сдерживания. Это означает то, что надо быть очень аккуратными, чтобы не вызвать ответную реакцию со стороны возможного противника, - говорит бывший ректор военной академии обороны Карлис Креслиньш. - Следующий момент: НАТО гарантировало России, что при расширении блока в Восточной Европе не будут создаваться базы на территории новых членов. Конечно, принимая во внимание, что вторая сторона допустила нарушения, например, в ситуации с Крымом, НАТО могло бы и отказаться от этих обещания. Но я бы не сказал, что сейчас подходящий момент для того, чтобы отказывается от каких-то соглашений".
Казалось бы, самое время остановиться. Но нет. На прошедшем на этой неделе саммите Альянса в Великобритании, Россия признана агрессором, для защиты от которого требуется максимальное сплочение. И здесь не место для шкурных интересов какой-то Франции с ее "Мистралями", Германии с ее убытками, да и всей Европы в целом с ее кризисом и страхом перед надвигающимися холодами.
"На самом деле, американцы продолжают использовать НАТО по старой классической формуле времен основания Альянса: Америка в Европе, немцы под контролем, Россия за забором. В этом был смысл появления НАТО, и он до сих пор не изменился", - говорит военный обозреватель Мирослав Лазанский.
При этом, какой бы воинственной ни была риторика собравшихся в Уэльсе, за ней скрывалось ясное понимание того, что на данном этапе возможности для расширения НАТО на восток исчерпаны. События последних месяцев даже у самых горячих голов не оставили сомнений в том, что следующий шаг в этом направлении приведет к прямому столкновению с Россией, а к этому никто из собравшихся был явно не готов.
"Но они на этом не останавливаются и теперь попытаются вовлечь в сферу своего влияния нейтральные страны, вроде Швеции и Финляндии, Австрии и других стран бывшей Югославии – Боснии и Герцеговины, Черногории, Македонии. Где же они остановятся? В руководстве НАТО идут споры о том, чтобы изменить десятый пункт хартии Альянса и снять ограничительное понятие "Северо-Атлантический". Ведь Грузия или Украина, например, крайне далеки от северной Атлантики. Поэтому, многие считают, что от этого пункта нужно отказаться и сделать членами НАТО Бразилию, ЮАР, Индию, Японию, Австралию, Новую Зеландию, Таиланд и Мексику. Уже заключен договор между НАТО и Колумбией, так что вполне возможно, что НАТО скоро преобразуется во всемирную организацию под руководством США", - говорит экс-сотрудник Агентства национальной безопасности США Уэйн Мэдсен.
Сейчас будут много рассуждать о том, что завершившийся в пятницу саммит НАТО стал прорывным для стареющего Альянса, якобы давно лишившегося мотивации и постепенно превратившегося для многих в политический клуб по интересам. И, правда, кризис на Украине и стремительное возвращение Крыма в состав России явно взбодрили союзников, заставив их вспомнить о том, что НАТО — в первую очередь, военный блок, за членство в котором надо бы хотя бы платить, чего они все, за исключением Штатов, давно уже не делали. Все как-то приосанились, принялись даже бряцать оружием и грезить созданием каких-то там сил быстрого реагирования. В действительности же, публичному единению перед лицом нового старого врага в лице России был посвящен лишь первый день саммита.
Второй день прошел в закрытых переговорах о том, как бороться с реальными вызовами натовской гегемонии. По некоторым данным, сошлись на том, что пока поляки и прибалты будут тешить свою национальную гордость, любуясь на новенькие американские штурмовики на своих аэродромах, реальные игроки сосредоточатся на том, чтобы не допустить укрепления экономических связей между Россией, Китаем и Индией. Связей, потенциально способных превратить весь двадцатилетний натовский "Drang nach Osten" в пустую и очень дорогостоящую авантюру.