Пришел, увидел — западные журналисты меняют тон репортажей, оказавшись в Донбассе
Заявление Барака Обамы о том, что Украина подверглась российской агрессии, на неделе выглядело как спор с собственным Госдепартаментом или отсутствием единой позиции по Украине в Белом доме. Ведь накануне Госдеп утверждал, что Вашингтон не может подтвердить российского военного присутствия на Украине. И уверял - независимых источников информации о происходящем на Украине у Госдепа нет. Обо всем узнают из социальных сетей, чем вызывал массу вопросов к тому, чем занята вся президентская рать, отвечающая за сбор и анализ информации.
В условиях информационной войны сегодня многие считают своим долгом - увидеть всё своими глазами, подтвердить или опровергнуть все рассказы о происходящем на Донбассе.
Сегодня посольства России и Франции бьют тревогу - не выходит на связь драматург, актер и поэт Юрий Юрченко. С документами миротворца и французским паспортом, из парижской жизни он отправился в Донбасс. Присылал фотографии из Славянска. Это был его ответ на споры в парижских кафе - кому верить и кто виноват. Два месяца фотографий - и теперь тишина.
Поражение отрезвляет. Военный провал и разложение армии заставляют украинцев по-иному смотреть на братоубийственную войну. Пропаганда не в силах скрыть масштаб катастрофы, солдатские матери не дают прохода политикам и военкомам, даже добровольцы задают вопрос: может, хватит крови в угоду Киеву?
"Оттого, что мы друг друга переколбасим, смысла не будет. Мы должны начать диалог. Чем дольше мы будем друг друга истреблять, тем дольше вот эти будут сидеть на своих местах и зарабатывать на нашей крови", - говорит доброволец батальона "Днепр" Камиль Валетов.
Певица Руслана - одна из главных активисток Евромайдана. Побывав в Донецке, выступает за переговоры.
"Я приехала рассказать, что я увидела. Верите - у меня просто мозги поехали, когда я приехала и увидела все. Я первая била себя в грудь и кричала - у нас нет гражданской войны. Я приехала и увидела, что снаряды летят в своих", - сказала Руслана.
Она еще верит в "российскую агрессию" и в то, что украинцы должны дать отпор внешнему врагу. Но уже сомневается в тех, кого привел к власти поддержанный ею Евромайдан.
Руслана: "Я хочу сказать шокирующую фразу, но я должна ее сказать. Порошенко меня не услышал, когда я стояла у администрации президента. Я приехала в Донбасс - Захарченко меня услышал. Вот пусть этим шоком наша встреча с вами и закончится".
Не дать им задуматься - Вашингтон агрессивно гнет свою линию. Есть политический заказ на российское вторжение - надо отработать. И вот Джен Псаки опять извивается под градом неудобных вопросов.
Мэтью Ли: Есть ли у вас основания утверждать, говорят ли украинцы правду или же неправду, когда заявляют о российском вторжении в их страну?
Джен Псаки: Я не хочу делать огульных заявлений, потому что есть сообщения, которые мы не можем подтвердить. И мы говорим о тех, которые более достоверны.
Мэтью Ли: Простите, более достоверны?
Джен Псаки: Которые достоверны.
Мэтью Ли: Хорошо, можете ли вы сказать, основываясь на подтвержденных сообщениях, есть ли российские войска на Украине, воюют ли они с украинской армией прямо сейчас, как заявляет Киев?
Джен Псаки: Я думаю, Мэтт, что у меня не будет для вас ничего нового. Очевидно, что мы видели усиливающуюся агрессию со стороны России. В это входит передвижение войск вдоль границы, о которых НАТО и другие, безусловно, говорили, подтверждали эти сведения в течение последних недель. В это входят продолжающиеся попытки снабжения военной и финансовой помощью.
Из путаных речей ясно одно: доказательств, что Россия якобы вторглась на Украину, естественно, нет. Ответить прямо Псаки не может - рухнет вся система обвинений США в адрес России.
"При всем уважении, кажется, эта женщина в информации плавает. Такое впечатление, что у нее не хватает авторитета для этой работы", - говорит обозреватель телеканала "Фокс" Билл О'Райлли (США).
Но караван идет. Пока журналисты посмеивались над Псаки, на другом полушарии - в Эстонии - Барак Обама представил очевидным фактом то, что не смог доказать Госдеп.
"Российские войска, которые вошли на Украину, - это не гуманитарная или миротворческая миссия. Там находятся российские боевые части с российским оружием и на российских танках. Это факты, которые можно доказать. Они неоспоримы. Возвращаться в прошлое, к временем царей, пытаться вернуть земли, потерянные в 19-м веке - это не тот способ, которым Россия может заявить о своем величии в 21 веке", - заявил президент США.
Что Обама имел в виду под "землями, потерянными Россией в 19-м веке"? Намекал, по всей видимости, на Крым, но его, похоже, плохо подготовили: в 19-м веке Россия лишилась только Аляски - продала ее Соединенным Штатам.
У тех, кто предпочитает узнавать о событиях на месте, а не из брифингов Госдепа, другое видение. Западные журналисты, побывавшие в зоне боев, уже не могут не обращать внимание на происходящее. Вот фрагменты снятого в Донецке репортажа американской CNN.
Из репортажа: "Около этого жилого дома в прошлую среду были убиты двое. Две женщины – 56 и 34 лет. Муж одной из них успел спрятаться в подвале с ребёнком, а ей просто не хватило времени туда добежать.
Валентина Попова потеряла ногу и руку в ведущемся без разбора артобстреле. Она переходит на украинский, чтобы обратиться к президенту с просьбой, от которой разрывается сердце.
"Мы раньше пели на украинском и танцевали под украинскую музыку, всегда пользовались украинским языком. Порошенко, господин Порошенко, пожалуйста, прислушайтесь к нам. Почему вы не понимаете свой народ? Будьте мужчиной, будьте человеком, пожалуйста, остановите ваше наступление, остановите эту войну", - сказала она".
Чем меньше доверия к заявлениям о мифическом вторжении, тем громче о нем кричат западные политики. Словно для того, чтобы перекричать сомневающихся, которых все больше.
"Группа бывших американских разведчиков необычным образом проявила себя в украинском конфликте. В письме канцлеру Германии Ангеле Меркель они предупреждают, что появившаяся недавно информация о военной акции России "кажется сомнительной и имеющей политический подтекст", - пишет "Зюддойче".
Кто действительно сражался на Украине, поинтересовался итальянский журналист Паоло Брера. И обнаружил, что на стороне ополчения воевала вовсе не российская армия, а добровольцы, в том числе из тех стран, которые сейчас обвиняют Россию во вторжении.
Из статьи в "Репубблике": "В то время как западные лидеры планируют санкции, чтобы наказать Путина за якобы российское "вторжение", другое "ползучее" вторжение осуществляют молодые люди из самих стран Запада. "Мы здесь, чтобы защитить гражданских. Пожалуйста, спасите население Донбасса", - говорят Давила Ривас и Муньос Перес, молодые испанцы. "Западное телевидение не говорит правду, эти люди не хотят идти на Киев, они только защищаются и не понимают, почему украинское правительство атакует и убивает их".
Журналист побывал и по ту сторону линии фронта. Там иностранцев не меньше. И никто на Западе не называет это вторжением Италии, Швеции или Польши.
"Франческо, активный участник неофашистских организаций, воюет по другую сторону баррикад, в рядах проправительственных сил, вместе со шведом Микаэлем и сотнями поляков", - пишет "Репубблика".
Автор особо отметил, что его земляк-итальянец - неофашист. Неприятное для Киева слово взял в заголовок влиятельнейший американский журнал "Форин Полиси".
"Форин Полиси": "Пророссийские силы заявили о том, что они борются против украинских националистов и "фашистов", и в случае Азовского и других батальонов, их претензии, по сути, верны".
Ведущий французский специалист в геополитике Эмерик Шопрад полагает, что информационная политика Запада просто обязана измениться. Дело не в чудесном прозрении - меняются обстоятельства, да и лгать вечно попросту небезопасно.
"В начале конфликта западная пресса лгала, чтобы оправдать санкции и давление на Россию. Но сейчас, когда игра Запада на Украине, кажется, проиграна, СМИ вынуждены показывать какую-то часть правды о том, что происходит в Донецке и Луганске. Потому что в противном случае они просто потеряют лицо. Думаю, мы наблюдаем начало конца западной антироссийской пропаганды", - сказал политолог Эмерик Шопрад (Франция).
Журналисты и политологи говорят: если Западу и удалось чего-то добиться этой антироссийской кампанией, так это потери доверия среди своих же граждан.
"Эту кампанию вообще не надо было начинать. Самое смешное, что Запад таким образом не только не достигает своих целей, но и работает себе во вред. Миллионы немцев не принимают больше свои немецкие СМИ. Многие используют их только для того, чтобы понять, какую пропаганду обрушивают на их головы правительство, НАТО и ЕС, чтобы быть в состоянии противопоставить ей свое мнение", - говорит политолог Кристоф Хертель (Германия).
"На самом деле в Британии, да и кое-где еще на Западе, общественное мнение складывается отнюдь не в пользу обострения конфликта. Буквально сегодня мне попался опрос общественного мнения, согласно которому британцы не одобряют поставки Западом оружия украинской армии. Мне кажется, наши граждане за последние годы имели уже немало возможностей убедиться в провальности агрессивной политики Запада", - сказал обозреватель газеты The Guardian Шеймас Милн.
Вопрос, который задают журналисты, не получая ответа ни из Киева, ни из Брюсселя, ни из Вашингтона: стоило ли заплатить за это убеждение тысячами жизней украинцев и разрушенными отношениями с Россией?